На главную
 
Добавить в избранное



Шарден

Возьмите самую маленькую картину художника, и вы обнаружите великого и глубокого колориста... О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре; самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно.
Дени Дидро

Атрибуты искусств     Проходя по Эрмитажу в зале французского искусства XVIII века повнимательней вглядитесь в натюрморт Шардена «Атрибуты искусств» (почтовое ведомство Советского Союза, выпуск 1973 года). Картина скромна по живописи, а изображенные на холсте предметы совсем не парадны, даже наоборот - деловые, постоянно находящиеся в обиходе. Книги с закладками, открытая коробка с чертежными принадлежностями, держатель для мелка, сверток гравюр, гипсовая скульптура... Без труда узнается рабочий стол в мастерской художника.

    Посмотрите, как живописец свободно лепит форму предметов. Кисть нежно скользит по теням, вдруг останавливается, замирает и, прижавшись к холсту, оставляет мазок; отступите на два шага от полотна - и увидите яркий блик, заигравший на уголке золоченого переплета, на краю старого бумажного листа. Кисть не спеша движется дальше, стушевывает контуры, обволакивая предметы таинственным серебристым полумраком...

    Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Долгие дни, даже ночи, при свете лампы, копировал мальчик изображения глаз, ртов, ушей, ног, рук. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. У многих учеников годы рабского подражания образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. От Каза Шарден перешел в мастерскую другого художника - Куапеля, от него - к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Он много, постоянно рисует.

    Как население Франции XVIII века, так и ее искусство делилось тогда на сословия - «высокое» и «низкое». К «высокому» причисляли произведения на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а те, которые изображали «толпу» - людей, занятых обработкой земли и ремеслами, - относили к низшему. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. В чудом уцелевшем письме епископа Масильона из провинции Овернь, направленном министру короля, сообщалось: «Народ в наших деревнях живет в чудовищной нищете, не имея ни постели, ни утвари. Большинству около полугода не хватает их единственной пищи - ячменного или овсяного хлеба, в котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, чтобы платить налоги».

    Художники подобострастно запечатлевали беззаботные сцены тщательно разыгрываемого дворцового спектакля на темы «золотого царства». Особенным изяществом и красотой отличались картины Ватто, Буше, Наттье, Ланкре, Патера... Их произведения и сегодня в музеях мира окружают скромные холсты Шардена.

    Нужны были смелость и глубокая вера в человека, в его высокие нравственные достоинства, чтобы отважиться писать картины о тех, кто сам себя кормит, кто видит в труде истинную радость и призвание. Таким художником стал Шарден. Он первый ввел в искусство Франции темы семьи, домашнего уюта, материнства, нравственной чистоты.

    В Государственном Эрмитаже кроме «Натюрморта...» хранятся еще два шедевра мастера - картины «Молитва перед обедом» и «Прачка» (Почтовое ведомство Советского Союза, выпуски 1974 и 1971 годов соответственно).

Молитва перед обедом Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет, когда дети произнесут слова молитвы. Старшая уже отбарабанила привычный текст, а маленькая, с трудом произнося непонятные слова, опасливо посматривает на мать. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Фигуры как бы вписаны в овал, объединяющий их в единое целое, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости, упорядоченности быта. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Если на полотнах большинства современников порхали, кувыркались розовые амурчики, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, но и определенный характер, маленькая копия родителей, такой же труженик, «дитя среды». Это проявляется во всем - в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх.

Прачка     Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Один из них растет, шевелится, на его влажных стенках трепещет, переливается удивительный радужный мир. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Силуэт ее мерцает в облаках пара - нежно, воздушно. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван - семья бедная. Но тем яснее ощущаем мы главную мысль автора: истинное счастье не во внешнем блеске, но в трудолюбии и прилежании, в душевном единении. Картина изумительна по колориту; прозрачные теплые тени и корпусная «лепка» формы «в свету» сообщают предметам пространственную глубину, материальность. Общий серебристо-зеленоватый тон, собирая в единое звучание оттенки красных, синих, золотистых, коричневых, передает светоносность пены, нежность бледно-розовой кожи женщины, белизну ткани, насыщенный влагой воздух. Восторгаясь красотой будничного труда, восхищенно передает художник свое впечатление. Поистине пишет не красками – чувством!

Кухарка, чистящая репу Карточный домик     Возвеличивая труд, Шарден с особой любовью изображает простых людей - кухарок, прачек, слуг, гувернанток. Его искусство примечательно тем, что темы материнства, воспитания детей, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Персонажи Шардена не позируют. Они всегда чем-то заняты. Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, как «Кухарка, чистящая репу», «Карточный домик» (почтовые ведомства Руанды - 1979 год и Йемена - 1968 год).

    Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени - Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо, названных впоследствии просветителями. В романе «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жак Руссо писал: «Труд... есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Шарден не показывал в своих полотнах типов отрицательных, был далек от критики плутократии. Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, кто, по его мнению, этими духовными ценностями обладает. И не только людей, но даже их вещи! Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде.

Изюм и виноград Письменные принадлежности     Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – «Изюм и виноград» (Французское почтовое ведомство - выпуск 1977 года), «Атрибуты музыканта» (Почтовое ведомство Либерии - выпуск 1969 года), «Письменные принадлежности» (Почтовое ведомство Соединенных Штатов Америки - выпуск 1974 года), - типичные названия его полотен. Художник тщательно компонует предметы, видя в каждом как бы живой персонаж, Атрибуты музыкантаспособный и «вести монолог», и вступать с соседом в беседу. А следы активного употребления – вмятины, замутненное временем стекло, обтрёпанные корешки книг, царапины - в этом отразились и биографии людей, которым честно и безотказно служат преданные им, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи.

    В настоящем искусстве идея и художественная форма - средства ее образного выражения - всегда связаны, неразрывны. Современники Шардена ценили его произведения и за мысли, и за великое художественное мастерство. В них - неисчерпаемая школа опыта для многих поколений художников.

Письмо     Шарден прекрасно рисовал. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. Закончив на холсте тщательный рисунок, живописец прокладывал теневые участки красно-коричневым цветом - примером служит картина «Письмо» (почтовое ведомство эмирата Фуджейра - выпуск 1968 года). Этим подмалевком  определялась величина и глубина Девочка с ракеткой и воланомтеней, их взаимосвязь. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета - технику лессировки. Как например в картине «Девочка с ракеткой и воланом» (почтовое ведомство Санта Лючии, выпуск 1979 года). Игру светотени художник подчеркивал богатством рефлексов, связывая полутонами воедино предмет и среду, в которой они находятся. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Соподчиняя оттенки, он приглушает их, иногда заставляя тусклые, вроде бы блеклые тона звучать мощно, а резкие - растворять в легком рассеянном свете.

Автопортрет с зеленым козырьком     В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Он добивается от нежных карандашей сильного, плотного цвета, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Характерный пример - «Автопортрет с зеленым козырьком» (Почтовое ведомство Франции - выпуск 1956 года). Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Голова и шея плотно закутаны, старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица - во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства.

    Популярность его с годами росла. Представители «третьего сословия» охотно раскупали гравюры, сделанные с картин Шардена. Богатые любители заказывали повторения понравившихся работ. И Шарден сделал их немало.

    Но о Шардене современники забыли вскоре после его смерти. Образы картин художника казались слишком «тихими» для бурного времени буржуазной революции, они отступили в тень перед полотнами классицистов и романтиков. Но в середине позапрошлого века писатели братья Гонкуры заново открыли удивительную прелесть полотен старого мастера. О нем заговорили сразу во всех странах, а картины Шардена навсегда заняли почетное место в музеях мира.

Последняя редакция публикации от 09 апреля 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: «Живописные истории»
«Сайт Лувра»
«Topicstamps.com»


Сайт создан в системе uCoz