« Закрыть окно »
 

«25 лет со дня смерти художника В.М.Васнецова (1848 - 1926)»
выпуск от 15 октября 1951 года

Васнецов Виктор Михайлович - Три богатыря
оформление И.Дубасов
цвет многоцветная
зубцовка 12½, линейная
размер 52 х 37,5 мм
тираж 1 500 000
способ печати цветная автотипия в сочетании с типографией (рамка)
бумага мелованная
Каталоги:
ЦФА
Ст.коллекция
1563
Michel
1598
Scott
1595
Yvert
1581
Серия: 2 мароки

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) - «Три богатыря», 1898 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 295.3 на 446 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.

    «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», - вспоминал художник. Без малого три десятилетия пролегли между первым карандашным наброском (1871 год), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца.

    «В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М.Третьяковым. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Картина заняла свое постоянное почетное место в Третьяковской галерее.

    «Васнецов «дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом», - отмечал критик В.Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

    «Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.

    «В центре композиции - Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».

    «Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

    «Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культуру, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

    «Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

    «Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Последняя редакция публикации от 08 сентября 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz