« Закрыть окно »
 

«Русское изобразительное искусство. 80 лет со дня рождения С.В.Герасимова (1885-1964). 150 лет со дня рождения П.А.Федотова (1815 - 1852)»
выпуск от 31 декабря 1965 года

Федотов Павел Андреевич - Сватовство майора
оформление А.Калашников
гравировка И.Мокроусов, А Сапронов
цвет красная и темно синяя
зубцовка 12½, линейная
размер 52 × 37 мм
тираж 2 500 000
способ печати металлография
бумага обычная
Каталоги:
ЦФА
3228
Ст.коллекция
3220
Michel
3167
Scott
3146
Yvert
Серия: 2 марки

Федотов Павел Андреевич (1815 - 1852) - «Сватовство майора», 1848 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 58.3 × 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Для своей будущей картины Федотов искал сюжет незаурядный – нужно было сопоставление характеров, нужен был переломный момент в жизни героев. После долгих поисков он остановился на моменте рождения новой семьи, но не самой свадьбе, а на событии, предшествующем ей – на сватовстве.

    Впервые лицом к лицу встречаются те, кому суждено прожить оставшуюся жизнь вместе – будущая невеста и будущий жених. Здесь можно было бы придать картине социальную остроту – например старик-богач сватается к молоденькой бесприданнице, но художник не пошел по проторенной дорожке социального обличения – он провел некую нивелировку сторон. Жених из благородных, но без гроша за душой, а невеста богатая, но не имеет витиеватой родословной – из простых.

    Сюжет картины определился. Армейский офицер в майорском звании, наслужившийся, хлебнувший лиха в где ни будь в отдаленном гарнизоне на границе империи, а может и повоевавший, подумывает уйти в отставку. Но состояния и поместий у него нет, статская служба по причине отсутствия необходимых связей, светского образования и тех же денег ему не светит, а майорский пенсион не велик. Для него выход один – жениться на богатой купеческой вдове или дочке и взять за ней хорошее приданное. Произведя при помощи неизбежной свахи соответствующую регосценировку Майор является в дом с официальным предложением руки и сердца.

    Одетый по парадному – в мундире, при сабле, в треугольной шляпе и сиянии «густых» штаб-офицерских эполет, он стоит в соседней комнате подкручивая усы и готовясь к решающему объяснению. В купеческом доме уже готовы к его появлению. Майор еще не вошел, но о приходе его известно и он явился возмутителем спокойствия. Излюбленный прием — дверь, отворенная в соседнюю комнату,— сработал у Федотова безошибочно: Майор там, семейство здесь, они разделены стеной. Каждый, почитая себя недоступным чужому взгляду, занят подготовкой к решительной встрече, и один лишь зритель имеет возможность обозревать их одновременно и сопоставлять. Художник так старался разместить своих героев, расставляя и повертывая их, такие жесты придавал им и так направлял их взгляды, чтобы каждый связывался со своими соседями, или хотя бы с одним соседом. Сам Майор еще накручивает ус в соседней комнате. Сваха идет от него, она переступает порог, левая ее рука непроизвольно тянется к двери, как бы показывая: «Уже здесь», лицом же она обращена к Отцу, именно ему прежде всего адресуя благую весть. Глава семейства более всех прочих готов к встрече — пальцы, правда, еще возятся с упрямыми пуговицами сюртука, но он уже делает шаг к двери, сияя улыбкой. Мать и Дочь заметно отстали от него, известие застигло их в некоторой растерянности, особенно Дочь, которая в смущении порывается убежать. Мать же, успевшая сильнее проникнуться ощущением важности момента, пытается задержать ее на месте, ухватив за платье и произнеся громким шепотом: «Куда, дура!». От нее, от ее простертых в беспомощности рук и вскинутой головы, известие обращается в дальний угол, где все еще царит неторопливое спокойствие, а отчасти даже и не прибранность. Поднос с бокалами и шампанским по-простецки, на скорую руку, приткнут прямо на стуле, Кухарка выставляет на стол горячую кулебяку, Сиделец из лавки еще возится с бутылками, а Приживалка, высунувшаяся в дверь и потому присутствующая в картине как бы наполовину, обнаруживает крайнюю степень неосведомленности — расспрашивает, что произошло. Всей этой троице, конечно, совсем не место при церемонии: но еще миг-другой, известие дойдет до них и они исчезнут, успев только водрузить шампанское на место.

    Неизвестно, было ли так задумано художником, или получилось случайно, но так уж вышло, что, намереваясь изобразить краткое мгновение, выхваченное из жизни купеческого семейства, он на самом деле растянул его, представил в виде цепочки мгновений, каждое из которых предшествует соседнему, и картина приобрела более живости, чем если бы следуя точной житейской логике, он передал бы то, чем занят каждый из его героев в одно и то же время. Составляя свою хитро извивающуюся вереницу персонажей, Федотов одновременно заботился о том, чтобы каждому отвести в ней место, согласное с его значением в развертывающейся комедии нравов.

    Кухарке, сидельцу из винной лавке и Приживалке досталось самое темное место в углу картины. В некоторую глубину задвинут и Глава семейства, направляющийся по направлению к гостю и практически готовый к встрече и поэтому менее интересный зрителю. Почти по центру картины, но немного в глубине стоит Сваха, уже выполнившая свою роль и являющейся связующим звеном между Майором и купеческим семейством. Центром картины стали Майор и Дочь, вернее Дочь с Матертью, образовавшей вместе с ней нерасторжимую скульптурную группу. Майор, оказавшийся в отдалении от остальных фигур оказался как бы на окраине от основного действа. Но благодаря умело выбранному освещению ощущается его значимость для развития сюжета картины.

Последняя редакция публикации от 06 октября 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
Сайт О художниках и картинах
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz