« Закрыть окно »
 

«50 лет со дня смерти художника И.И.Левитана (1860 - 1900)»
выпуск от 15 ноября 1950 года

Левитан Исаак Ильич - Золотая осень
оформление И.Дубасов
цвет многоцветная
зубцовка 12½, гребенчатая
размер 38 × 27 мм
тираж 500 000
способ печати автотипия в сочетании с типографией
бумага обычная
Каталоги:
ЦФА
1567
Ст.коллекция
1480
Michel
1526
Scott
1527
Yvert
Серия: 2 марки

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) - «Золотая осень», 1895 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 82 × 126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
    Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы является картина И. Левитана «Золотая осень».

    Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...


    Небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и одиноко стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.

    По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами — багряная трава. Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками молодой девушки.

    Молодые березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.

    Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны.

    Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.

    Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой.

    У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины.

    За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа.

    Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны.

    Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

    Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.

    Мы видим на картине и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

    Щемящая тоска вызывается осенним листопадом.

Последняя редакция публикации от 20 октября 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz