« Закрыть окно »
 

«Русская живопись»
выпуск от 25 января 1991 года

Архип Иванович Куинджи - Березовая роща
оформление А.Жаров
цвет многоцветная
зубцовка 12 × 12½, гребенчатая
размер 42 × 30 мм
тираж 3 000 000
способ печати офсет
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
6289
Ст.коллекция
6224
Michel
6162
Scott
5963
Yvert
Серия: 4 марки

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) - «Березовая роща», 1879 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 97 на 181 сантиметра.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году. В отличие от других пейзажистов своего времени, Архип Куинджи не получил систематического художественного образования, и это, возможно, способствовало самобытности его художественного видения.

    «Березовая роща» – радостный, солнечный мотив, очевидно, особенно пришедшийся художнику по душе, так как он дважды возвращался к нему впоследствии, несколько изменяя композицию и свет. Впечатление начала лета, первых жарких дней с яркой и чистой листвой и сочно – зеленым ковром росистой травы передано с огромной силой. Кажется, еще мгновение, и зазвенит роща на все голоса, запоют птахи, возвещая о приходе дня. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована неведомой силой. Солнечные пятна, розоватые на свежей коре берез и горящие теплыми желто – зелеными тонами не траве, рельеф «совсем круглых» стволов, влажная дымка воздуха, благодаря которой планы так ощутительны – все это приводило в восторг зрителей, и, по замечанию всех рецензентов, публика бессменно толпилась перед этой картиной.

    В 1881 году Куинджи показал второй ее вариант на выставке одной картины, вслед за такой же выставкой всего одной картины «Лунная ночь на Днепре». Это было очень смелым шагом, ведь в то время даже персональные выставки еще казались в диковинку, но успех этих выставок, собиравших толпы зрителей, превзошел все ожидания.

Последняя редакция публикации от 15 декабря 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz