« Закрыть окно »
 

«25 лет со дня смерти В.Д.Поленова»
выпуск от 6 декабря 1952 года

Василий Дмитреевич Поленов - Московский дворик
оформление И.Дубасов
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ линейная
размер 52 × 37 мм
тираж 1 000 000
способ печати автолитография в сочетании с типографией
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
1702
Ст.коллекция
1620
Michel
1650
Scott
1647
Yvert
Серия: 2 марки

Василий Дмитреевич Поленов (1844-1927) - «Московский дворик», 1878 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 64.5 на 80.1 сантиметр.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В первой половине 1877 года Поленов перебрался в Москву на постоянное жительство. Этот «географический» перелом в его жизни совпал с переломом «творческим» - а русской художественной сцене появился новый самобытный живописец. Возвестила об этом картина «Московский дворик», показанная на VI передвижной выставке в 1878 году. Сам Поленов, кажется, не придавал особого значения этой работе, даже как бы извинялся в объяснительном письме И. Крамскому, стесняясь недостаточной «идеологической» выдержанности своего произведения: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось бы ступить па Передвижную с чем-нибудь порядочным...» Если верить ему, он и создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех - зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи, привыкшей размахивать критической дубинкой.

    Крыши написаны светло-голубыми, с зеленоватым оттенком. Это сознательный прием мастера-колориста — таким образом создается тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.

    Орущий взахлеб ребенок, брошенный увлекшимися своими делами другими детьми, придает сцене уютную непосредственность — зрителю кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна квартиры: «здесь и сейчас».

    Лошадь, куры, люди — все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной «вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских произведений 1870-х годов; тут он остается верен академической традиции.

    Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественный фон, ярко контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившими передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении картины.

Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz