« Закрыть окно »
 

«150 лет со дня рождения М.П.Мусорского (1839 - 1991)»
выпуск от 15 февраля 1989 года

Илья Ефимович Репин - Портрет композитора М.П.Мусоргского
оформление Р.Стрельников
цвет лилово-коричневая, серо-фиолетовая
зубцовка 12½ × 12, гребенчатая
размер 42 × 30 мм
тираж 2 000 000
способ печати офсет
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
6047
Ст.коллекция
5980
Michel
6162
Scott
5928
Yvert
Серия: 1 марка

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - «Портрет композитора М.П.Мусоргского», 1881 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 69 на 57 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. В письме П.М.Третьякову в марте 1881 года Стасов справедливо назвал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».

    В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой предвзятости.

    Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» но и в таком больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе задумчивым выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то приемы неслыханные, отроду никем неопробованные».

    Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи, и по характеру живописи. Законченный, целостный, глубоко содержательный, образ сохранял свежесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.

    Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому, легкому и прозрачному колориту. С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и почти белый, слегка голубоватый фон. Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко разведенной краской.     Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно. Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.

    Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В.В.Стасова (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889), и других, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 90-х годов для известной картины. Это те новые примеры портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В.А.Серова.

Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz