« Закрыть окно »
 

«100 лет со дня рождения К.С.Петрова-Водкина (1878-1939)»
выпуск от 16 августа 1978 года

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - Купание красного коня
оформление Н.Черкасов
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ × 12, комбинированная
размер 52 × 37 мм
тираж 7 400 000
способ печати офсет с лакированием
бумага мелованная
Каталоги:
ЦФА
4874
Ст.коллекция
4807
Michel
4757
Scott
4684
Yvert
Серия: 5 марок и блок

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939) - «Купание красного коня», 1912 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 160 на 186 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Этапным явлением для всего русского искусства стала картина 1912 года «Купание красного коня», в которой восходящие к иконописи и фольклору символические мотивы воды, берега, сказочно-мощного огненного коня и тонкого, почти бесплотного юноши-всадника (отдалённо напоминающего такие образы, как св. Георгий, Борис и Глеб) образуют ритмическую структуру сложного художественного символа России, выражающего неясные тревожные предчувствия каких-то грандиозных событий». «Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что «у него неожиданно мелькнула мысль – так вот почему я написал Купание красного коня».

    «Почти весь холст занимает могучая фигура красного коня с сидящим на нём юным всадником. Красный цвет горит на картине тревожно, но и победно. Величественно и уверенно. Праздничность картины усиливается собственно трезвучием красного, зелёного и жёлтого цветов. Но вокруг – плотные пласты воды, розовый берег, кони и мальчики в глубине».

    Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен (по принципу аппликации) на изображение озера. И зрителю кажется. Что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем и перед самим полотном.

    Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия ещё не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы – чистые и прозрачные изумрудные воды…

    Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:

Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне».


Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz