« Закрыть окно »
 

«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года

Василий Андреевич Тропинин - Кружевница
оформление П.Смоляков, А.Шагин
цвет многоцветная
зубцовка 12 × 12¼, комбинированная
размер 37 × 52 мм
тираж 4 000 000
способ печати автотипия
бумага обычная
Каталоги:
ЦФА
3586
Ст.коллекция
3495
Michel
3447
Scott
3422
Yvert
Серия: 9 марок

Тропинин Василий Андреевич (1776 - 1857) - «Кружевница», 1823 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 74.7 × 59.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты Тропинина. Ему, как никому другому ни до, ни после него, удалось выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению, но и как к матери, жене, хозяйке, подруге.

    Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную и в том же году выставил в Академии художеств свою «Кружевницу», которая была тепло встречена публикой и сразу завоевала популярность. Он изобразил ее с большой душевной теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной Лизе».

    Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В набросках остались скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является другое - желание показать, что и простая девушка может быт прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет!» - и для всех это явилось открытием.

    В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz