« Закрыть окно »
 

«100 лет Товариществу передвижных художественных выставок. Русская живопись XIX века»
выпуск от 14 октября 1971 года

Алексей Кондратьевич Саврасов - Проселок
оформление И.Мартынов, Н.Черкасов
цвет многоцветная
зубцовка 11¾ × 12¼, линейная
размер 37 × 52 мм
тираж 6 300 000
способ печати офсет с лакированием
бумага мелованная
Каталоги:
ЦФА
4057
Ст.коллекция
3983
Michel
3934
Scott
3990
Yvert
Серия: 6 марок и блок

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) - «Проселок», 1873 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 70 × 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски по «остановись, мгновенье» - в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем, которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившемся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя, в сущности, она не смотрится неорганичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь - значит, пейзаж-дрянь...» «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Впрочем, сам автор - судя по ряду косвенных свидетельств - не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных художественных выставок, И. Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок» широкой публике лишь в 1893 году.

    Преобладание теплых тонов с множеством оттенков, переходящих друг в друга делает картину переливающейся, светящейся изнутри. Этот пронзительный свет превращает ее в настоящий гимн. Очертанья деревьев слегка размыты. Они, предчувствуя близкое солнце тянутся к небу (как и все, находящееся на земле) – так создается «содержательная вертикаль», вообще характерная для картин Саврасова. Общая тепловая тональность – в целях уравновешивания колористического решения – приглушена рефлексами зеленого. Изумрудная трава, омытая дождем, дышит свежестью. Так написанный топкий и грязный проселок превращается в некий эстетический эталон, поэтический образ, делая этот как будто «бросовый» сюжет несомненно художественным.

Последняя редакция публикации от 18 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz