« Закрыть окно »
 

«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года

Яблонская Татьяна Ниловна - Хлеб
оформление П.Смоляков, А.Шагин
цвет многоцветная
зубцовка 12½ × 12, комбинированная
размер 65 × 40 мм
тираж 3 000 000
способ печати цветная автотипия
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
3588
Ст.коллекция
3497
Michel
3448
Scott
3423
Yvert
3323
Серия: 9 марок

Яблонская Татьяна Ниловна (1917 - 2005) - «Хлеб», 1949 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 201 на 370 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Развитие советского изобразительного искусства в 1940 - 1980 годы нельзя представить без яркой, самобытной, темпераментной живописи Татьяны Яблонской, народного художника СССР и Украинской ССР, действительного члена Академии художеств СССР, трижды лауреата Государственной премии СССР. Главной особенностью ее творчества был вечный поиск новых путей в искусстве, отражающий духовно-нравственные веяния в обществе, которые она всегда тонко воспринимала. Говорила: «Я никогда не была первой, но действительно умела чувствовать то, что намечалось в искусстве, куда все идет...». И она смело, решительно, круто меняла манеру письма, стилистику, цветовую палитру, образное понимание - словом, все то, что было достигнуто и что могло бы стать постоянным достижением в ее творчестве. Но она бесповоротно от этого отказывалась и устремлялась в поиск иных, казалось бы, безграничных, но далеко не бесспорных для того времени истин. В этом и заключался «феномен» Татьяны Яблонской. И хотя это создавало серьезные проблемы в жизни художницы, она упрямо шла своим путем и в конце концов оказывалась права.

    Татьяна Ниловна Яблонская начала свою карьеру в 1949 году большим полотном «Хлеб», которое сделало ее знаменитой. Полная радости, молодого задора и трудового энтузиазма картина недавней выпускницы Киевского художественного института поразила всех великолепным профессиональным исполнением, умением строить сложные композиции, легко и свободно владеть кистью, что было под силу лишь опытным, признанным мастерам.

    После «Хлеба» Татьяна Яблонская уже в ряду ведущих живописцев становится звездой почти каждой значительной всесоюзной выставки, и новые ее картины не обманывают ожидания общественности. И вдруг в 1969 году появляются ее «Безымянные высоты», которые многих повергли в недоумение. Как они не походили на «Хлеб»! И стилистикой, и цветовой гаммой, но главное - совершенно иным духовно-нравственным смыслом. Открытый, жизнерадостный, полный веры и надежды взгляд на окружающую действительность сменился трудными и далеко не однозначными размышлениями не только о минувшей войне, ее жертвах и жертвенности вообще, но и обращением к сегодняшнему молодому поколению, которому суждено было пройти по этим пронзительным, горестным, жгучим «высотам Памяти».

    Новым неожиданным поворотом в творчестве художницы стала картина «Вечер. Старая Флоренция», созданная в 1973 году. Снова страстные споры и противоположные суждения. Снова заговорили о «феномене» Татьяны Яблонской. Это произведение - своеобразная исповедь художницы, которая обращается к вечным идеалам в искусстве, к шедеврам великих мастеров Высокого Возрождения и импрессионизма. Но она очень современна, ибо говорит об истинном предназначении художника и о том суетном, что окружает его в жизни.

    И в эти юбилейные для прославленной художницы дни - низкий ей поклон за то вечное, что она оставила в художественном наследии России и Украины, за то, что всегда стремилась выразить в своем искусстве общечеловеческое, свободное от всяких «суверенных» ограничений.

Последняя редакция публикации от 25 января 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz