« Закрыть окно »
 

«100 лет со дня рождения Н.К.Рериха (1874 - 1947)»
выпуск от 03 октября 1974 года

Николай Константинович Рерих - Заморские гости
оформление А.Кобрин
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ × 11¾, комбинированная
размер 52 × 37 мм
тираж 5 700 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
4392
Ст.коллекция
4333
Michel
4283
Scott
4247
Yvert
Серия: 1 марка

Николай Константинович Рерих (1874-1947) - «Заморские гости», 1901 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 85 на 112.5 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…»,— писал о своих впечатлениях художник. Именно тогда у молодого Рериха выкристаллизовался сюжет «Заморских гостей».

    У картины есть авторский подзаголовок: «Народная живопись». Это свидетельство использования Рерихом в яркой, пронизанной солнцем работе мотивов и красок народной живописи. Ладьи с головами драконов, красные паруса и темно-синие реки - это изображения, которыми изобилуют работы древнерусских иконописцев и мастеров прикладного искусства. И все же Рерих был далек от слепого подражательства; так же, как многие молодые художники, жившие на стыке веков, он сочетал эстетику прошлого с современным восприятием.

    «Заморские гости» - картина, прославляющая древнескандинавский дух. Это победная песнь варягам IX века, плывущим на огромных ладьях с миссией мира к враждующим славянским племенам. В изящно изогнутых линиях, в крупных мазках сияющих красок и в декоративном убранстве предметов и людей отразилось торжество духа современного художника.

    ««Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то, мало знакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымет роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом…»

    «Литературный и живописный варианты «Заморских гостей» Рериха точно повторяют друг друга в большинстве деталей, что говорит о поразительной четкости художественно-образного мышления Николая Константиновича.

    «На выставке в Академии Художеств в 1902 году картина была приобретена Николаем II для царскосельского дворца.

Последняя редакция публикации от 20 апреля 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz