« Закрыть окно »
 

«100 лет со дня рождения физиолога И.П.Павлова (1849 - 1936)»
выпуск от 30 сентября 1949 года

Михаил Васильевич Нестеров - Портрет физиолога И.П.Павлова
оформление В.Климашкина
цвет коричневая
зубцовка 12¼ линейная
размер 37 × 26 мм
тираж 1 498 000
способ печати глубокая
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
1435
Ст.коллекция
1343
Michel
1381
Scott
1388
Yvert
Серия: 2 марки

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) - «Портрет физиолога И.П.павлова», 1935 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 83 на 121 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В истории создания портрета Павлова особенно убедительно раскрывается суть нестеровского портретного метода. Каждый его портрет - история увлечения человеком.

    На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего такого, что могло бы его «раззадорить». «Типичное лицо ученого, профессора, лицо благообразное, даже красивое... и только», - вспоминал Нестеров.

    Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток: «Целый вихрь слов, жестов неслись, опережая друг друга. Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен, покорен навсегда». Художник увидел «своего» Павлова, возникла «неутолимая жажда написать этого дивного старца».

    Знакомство с ученым переросло в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостил у Павлова в Колтушах. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. У Нестерова появилась потребность написать портрет, выражающий новое, углубленное понимание этого человека. Он подметил характерный для ученого жест, выражающий «страстную динамику, внутренний напор» Павлова, - постукивание по столу кулаками.

    Так возник один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в К олтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном - коттеджи, построенные для сотрудников Павлова, - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета - «нестеровские», светлые, серебристые выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

    Трудно поверить, что этот портрет, замечательный по свежести и остроте восприятия жизни, написал семидесятитрехлетний художник.

Последняя редакция публикации от 09 мая 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz