«Советская живопись»
выпуск от 22 авагуста 1973 года
|
|
оформление |
И.Мартынов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
4 100 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
бумага мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4264 |
Ст.коллекция |
4203 |
Michel |
4150 |
Scott |
4107 |
Yvert |
|
Серия: |
6 марок и блок |
|
Пименов Юрий Иванович (1903 - 1977) -
«Свадьба на завтрашней улице», 1962 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 86 × 80 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Свадьба на завтрашней улице» — бесценное свидетельство эпохи «оттепели». Так писали
об этой картине в далекие шестидесятые годы прошлого века, когда была актуальна тема строительства «светлого будущего».
Однако самому художнику было важно совсем другое.
Художнику были дороги будни большого города, с его вечно куда-то спешащей толпой, потоками машин. Его
интересуют сюжеты настолько привычные, что мы просто не обращаем на них внимания, и лишь запечатленные на холсте, эти мгновения
становятся по-настоящему значительными. Его город — не давящий огромный мегаполис, а любимая малая родина, в изображение которой,
как в хорошее воспоминание, мы с радостью погружаемся.
Особое внимание он уделяет новым районам Москвы. С неподдельной нежностью художник наблюдает, как они
рождаются и обживаются. «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая
душа новизны».
Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». По дощатому
настилу идет пара молодоженов — невеста в белоснежном платье и легких туфлях и жених в черном костюме с букетом в руках. За ними
по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе — подъемные краны, машины,
возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы. Все они как будто
замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.
Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно,
крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше
внимание одновременно на молодых (располагая на первом плане доски, сходящиеся у ног молодоженов), и на строящихся зданиях
(при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).
Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева
белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового
квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.
В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном
пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а
лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.
Картина Пименова, с ее мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной
поверхности, с тонким аккуратным письмом, спокойной ровностью цвета, исполнена очень тщательно. Стилистически она почти не отличается
от его работ конца 40-х — начала 50-х годов. Художник обладал неповторимой способностью найти и мгновенно запечатлеть мотив,
перенести его на холст точно, без случайного бытовизма и мелочных подробностей.
Пименов писал время, заставляя зрителя обратить внимание на вещи, обычно незаметные. И эта точная фиксация
эпохи не была ее унылым отражением, а становилась произведением искусства. Трепетное ощущение необыкновенности обыкновенной жизни,
дарящей нам новые открытия, — характерная особенность мира Юрия Пименова.
Если повнимательней присмотреться к этому полотну, то можно уловить некоторое внутреннее сходство
«Свадьбы на завтрешней улице» с картиной Поленова «Московский дворик». И там и там художники не гонятся
за внешними эффектами и броскими деталями – им важней благородная простота сюжета и они оба любят Москву. Но Москву не парадную и
величавую, а Москву простую, с ее неброской, но хватающей за душу красотой.
Последняя редакция публикации от 23 июня 2008 года