« Закрыть окно »
 

«Советская живопись.»
выпуск от 20 августа 1974 года

Георгий Григорьевич Нисский - Порт на Севере
оформление И.Мартынов
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ × 11¾, комбинированная
размер 52 × 37 мм
тираж 4 500 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
4340
Ст.коллекция
4319
Michel
4269
Scott
4233
Yvert
Серия: 5 марок

Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) - «Порт на Севере», 1957 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 150 на 271 сантиметр.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженные дымами паровозов,— это все новая, измененная волей советских людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский, — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним».

    Трудно точнее, лаконичнее и полнее определить характер творчества Г.Г.Нисского, чем сделал он сам в этих строках автобиографии. Здесь предстает перед нами и удивительное разнообразие тем и сюжетов его картин, и восхищенное восприятие преображенного лица земли.

    За этими строками видишь деятельного, непоседливого человека, лыжника и заядлого яхтсмена, человека, постоянно живущего в плену дальних дорог, исколесившего необъятную страну от Тихого океана до Балтики и Черного моря. Художник, которому открыта новая красота виадука и рокады, как иному — прелесть заката или березы, Нисский главную цель своего творчества видит в том, чтобы воспеть современность, воспринятую глазами и чувствами современника.

    В своем развитии художник шел трудным путем, путем настойчивого поиска. А путь исканий всегда таит крутые повороты, сплетение драгоценных находок и тяжелых срывов, радостей откровения и разочарований. В творчестве художника поэтому встретишь и слабые работы, в которых прием вдруг начинает играть первостепенную роль. Но сила Нисского в том, что он умеет осмыслить, извлечь урок из неудачи и, сделав подчас шаг в сторону, затем с удвоенной энергией рвануться вперед.

    Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны — ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.

    Такова картина «Порт на Севере». Тяжелая масса плотной, глубокосиней воды заполняет весь передний план. Ее цвет, интенсивный, густой,— цветовая доминанта всей картины. Согласовывая с этим тоном весь цветовой строй, художник щедро насыщает теплыми оттенками лиловато-коричневые громоздящиеся по берегу скалы. С этой плотностью, живой материальностью цвета моря и земли контрастируют легкие, прозрачные тона синеющих на заднем плане гор, светло-розового неба со стремительными облаками. Несколько тут и там положенных пятен открытого красного — изящный, даже изысканный в очертаниях самолет, ватерлинии кораблей, флаги на мачтах — усиливают, делают еще острее, контрастнее сопоставления основных тонов полотна. Деятельная жизнь порта — пароходы, бороздящие его воду, погруженные в свои будничные дела люди на причале — не нарушает мерного величия северной природы, а, напротив, удивительно естественно вписывается в пейзаж, знаменуя единение человеческого труда и жизни природы. Художника увлекают стройные, гармонически изящные линии современных кораблей, он открывает присущую им красоту, совершенство соразмерных форм современного катера или самолета. «Пластика не только у Аполлона Тенейского, а ее много и у самолета, и у глиссера. Увидеть ее можно и нужно, можно найти ее и у отдыхающего тракториста не меньше, чем у «Боргезского борца»,— говорит художник. И это не декларация, а живая программа действий.

    Современность содержания в пейзажах Нисского вовсе не ограничивается непременным введением в сферу творчества новинок техники. Выражение в пейзаже строя мыслей и чувств современного человека — вот в чем подлинная глубокая современность его творчества. Радость, воодушевление, восторг, трагизм и лирическое раздумье умеет он передать зрителю в образах природы. И эти настроения выражены так отчетливо и сильно, что зритель чувствует себя полностью захваченным, втянутым в орбиту переживаний художника.

Последняя редакция публикации от 25 августа 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz