« Закрыть окно »
 

«100 лет со дня рождения К.С.Петрова-Водкина (1878 - 1939)»
выпуск от 16 августа 1978 года

Кузьмп Сергеевич Петров-Водкин - 1918 год в Петрограде
оформление Н.Черкасов
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ × 12, комбинированная
размер 52 × 37 мм
тираж 6 800 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
4875
Ст.коллекция
4808
Michel
4758
Scott
4685
Yvert
Серия: 5 марок и блок

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939) - «1918 год в Петрограде», 1920 год
Советская школа. Холст, масло
Размеры: 73 × 92 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

    Мастер строит композицию, совмещая различные смысловые ряды. Молодая работница с младенцем на руках стоит на балконе, но смотрит она не на улицу, заполненную очередями в голодный год, – ее фигура развернута на зрителя. Первый и второй планы максимально противопоставлены пространственным решением и точкой зрения; первый план приближает фигуру к зрителю, а город показан сверху, в сильном масштабном сокращении.

    Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени, такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой, покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины и мадонны.

    Сочетание конкретных примет времени с символической трактовкой главной героини снимает бытовой аспект и органично соединяет две темы. Это и 1918 год в Петрограде, и петроградская мадонна.

    В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.

Последняя редакция публикации от 29 сентября 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz