«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года
|
|
оформление |
П.Смоляков, А.Шагин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ комбинированная |
размер |
40 × 65 мм |
тираж |
3 000 000 |
способ печати |
цветная автотипия |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3587 |
Ст.коллекция |
3496 |
Michel |
3449 |
Scott |
3422 |
Yvert |
3322 |
Серия: |
9 марок |
|
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967) -
«Хлеб», 1942-1943 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 201 на 370 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
На творчество П.Д.Корина во многом повлияла Великая Отечественная война. В эти годы Корин, как и многие
другие ведущие деятели науки и искусства, продолжал работать, стараясь поднять патриотический дух народа. Ведущими в его творчестве
стали исторические сюжеты — моменты славы русского оружия. Самым известным его произведением военных лет является триптих
«Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением Корин начал в
1942 году.
Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого
провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название
«Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых
Русской православной церковью в 1549 году за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения
одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами
была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского
мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 году
со шведами и немцами и в 1242 году в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр
победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.
В 1240 году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под
предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и
надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому
себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр
ночью 15 июля 1240 году напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и
полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали
противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе».
Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от
победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и
невзгодами.
Военный гений Александра Невского проявился и в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 года Армии Ливонского
ордена методично продвигались в глубь русских земель, немецкие наместники были в Пскове и угрожали свободе Новгорода. Призвав
Александра, выгнавшего немцев из Пскова и с близлежащих земель, новгородцы спасли свою свободу. Перед битвой князь Александр велел
своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских
воинов заманили на лед. По данным новгородской летописи, русские семь верст гнали немцев по льду, 400–500 рыцарей пало и до 50
было взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры
писал кольчугу, латы, шлем — всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине
Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко
смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного.
Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости,
сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует
знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в
латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли
крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских
несгибаемым воителем и национальным героем.
Последняя редакция публикации от 24 ноября 2008 года