« Закрыть окно »
 

«Живопись Белоруссии»
выпуск от 20 сентября 1983 года

Савицкий Михаил Андреевич - Партизанская мадонна
оформление И.Мартынов
цвет многоцветная
зубцовка 11¾ × 12¼, комбинированная
размер 37 × 52 мм
тираж 4 700 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
5437
Ст.коллекция
5369
Michel
5317
Scott
5182
Yvert
Серия: 5 марок

Савицкий Михаил Андреевич (1922) - «Партизанская мадонна», 1967 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 190 × 170 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Цикл его картин, посвященный партизанам, выдвинутый на соискание Государственной премии СССР, - самое, пожалуй, значительное явление в белорусской национальной живописи. Всему миру известна его «Партизанская мадонна».

    Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана - все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая материнская любовь и надежда, которых не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.

    Художественная манера М.Савицкого ярка и своеобразна, ее невозможно смешать ни с какой другой. Композиция и колорит - вот две самые сильные стороны его мастерства; детализация мало интересует художника. «Для меня очень важно писать не как видишь, а как знаешь», - говорит он. И каждый раз нельзя не поражаться его знанию событий и явлений, ставших объектом его изображения.

    Наверно, поэтому в его полотнах так много обобщенно-символического, исполненного в огрубленной, почти плакатной манере, несомненно идущей от желания максимально выделить идею, почти всегда лежащую у Савицкого в глубине образа, за рамкой холста. На холсте лишь ее пластический знак, символ, выраженный предельно лаконично по форме, но исчерпывающей в своем содержании.

    Надо отметить, что Михаил Савицкий сумел раньше своих коллег оценить выразительные особенности «сурового стиля» и осторожно применить их в ряде картин, предшествующих «Партизанской мадонне». Впрочем, никто не обратил на это внимания, поскольку белорусские художники привычно глядели на Москву — а там «суровый стиль» не только успел укорениться, но и крону отрастить. Фантастический успех «Партизанской мадонны» на Всесоюзной выставке в Москве (картину приобрела Третьяковская галерея) в Беларуси прозвучал громом среди ясного неба. Стало очевидно, что старшему поколению придется потесниться, что в белорусском искусстве выявился новый лидер. Власть (пусть даже в такой специфической сфере, как искусство) даром не отдают. Завистники пытались дискредитировать Савицкого, обвинив его в плагиате, и формально они были правы. Отдельные фрагменты картины можно при желании трактовать как «одолженные» у классиков ХХ века или даже списанные с известных фотографий, но в концептуальном плане (а это главное!) «Партизанская мадонна» абсолютно оригинальна. К слову, лет через 20 в практике «постмодернизма» заимствование, цитирование уже трактуются как вполне законные деяния, как творческий метод — так что Савицкий вроде как смотрел в будущее... В общем, художник отбился от наскоков недоброжелателей. И, как говорится, «начал быть». Даже каламбур родился «Вот и пришла САВИЦКАЯ власть...»

    Успех картины был не случайный. Савицкий — художник редкой интуиции. Он сумел ощутить потребность народа увидеть себя в зеркале образа величественного, монументального и, одновременно, земного. В образе, который воплощал бы мужество и жертвенность, но при этом не оскорблял глаз натуралистическим изображением страданий. Более того — художник сумел сделать нечто для середины 60-х невозможное: соединить религиозную традицию с идеологией атеистического государства. «Партизанская» в том контексте — это из советского лексикона, а «мадонна» — христианский знак.

    Лирическая проникновенность «Партизанской мадонны» зиждется на переосмыслении иконографического типа древнерусских образов. В самой пластической организации полотна используется древнерусская традиция, и, особенно, - композиционная система К. Петрова-Водкина. Это проявляется и в подчинении изображения «сферической перспективе», и в граненом, складчатом характере поверхностей, и в открытом воздействии звучных локальных пятен цвета, и в самой трактовке женского облика.

Последняя редакция публикации от 12 декабря 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz