« Закрыть окно »
 

«50 лет со дня смерти художника И.И.Левитана (1860-1900 г.г.)»
выпуск от 15 ноября 1950 года

Серов Валентин Александрович - Портрет Левитана
оформление И.Дубасов
цвет красно-коричневая
зубцовка 12¼, линейная
размер 37 × 26 мм
тираж 1 500 000
способ печати глубокая
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
1568
Ст.коллекция
1481
Michel
1527
Scott
1526
Yvert
Серия: 2 мароки

Серов Валентин Александрович (1865 - 1911) - «Портрет Левитана», 1893 год
Русская школа. Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. «Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», - пишет о своем друге Коровин. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов», - вторит Коровину живописец Яков Минченков. Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Бессильно упавшая аристократически красивая рука в серовском портрете - прямая отсылка к позднеромантическим портретам Брюллова - Портрету Струговщикова и Автопортрету. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи.

    Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.

Последняя редакция публикации от 20 декабря 2008 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz