«Русская живопись XVIII - XIX веков»
выпуск от 07 июня 1972 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
6 600 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4060 |
Ст.коллекция |
4127 |
Michel |
4014 |
Scott |
3975 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) -
«Портрет Н.И.Новикова», 1797 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 59.7 × 47.6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ко второй половине 1790-х годов относится портрет Н.И.Новикова, одного из деятельных вождей русского
Просвещения, о котором А.С.Пушкин сказал, что он «подвинул на полвека образованность нашего народа».
Выходец из небогатой дворянской семьи, Николай Иванович Новиков (1744, село Тихвинское-Авдотьино под
Москвой — 1818, там же) обучился грамоте у деревенского дьячка и сурово воспитывался отцом, мечтавшим о военной карьере для сына.
В 1755—1760 годах Новиков учился в гимназии при только что открытом в Москве университете. С 1762 года он служил солдатом в
Измайловском полку. Новиков участвовал в качестве секретаря в Уложенной комиссии по составлению нового проекта обустройства России.
В 1769 году, разочаровавшись в реформаторской политике Екатерины II, он вышел в отставку и стал издавать в Санкт-Петербурге
сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и другие. На страницах своих изданий
Новиков полемизировал с Екатериной II, подвергал осмеянию преклонение перед иностранщиной, бичевал пороки современного общества,
критиковал злоупотребления крепостничества.
В 1775 году Новиков вступил в масонскую ложу «Астрея», что связано с усилением у него
мистических настроений. В журналах «Утренний свет», «Покоящийся трудолюбец» и «Магазин натуральной
истории, физики и химии» большое место заняло обсуждение масонских, философских и эстетических проблем.
В 1779 году куратор Московского университета масон М.М.Херасков предложил Новикову взять в аренду
университетскую типографию и начать руководить изданием «Московских Ведомостей». Новиков принял предложение и переехал
в Москву. Здесь начался наиболее плодотворный период его деятельности. В Москве он вошел в кружок деятельных масонов (И.В.Лопухин,
С.И.Гамалей, И.Е.Шварц, И.В.Тургенев, княгиня В.А.Трубецкая, несколько профессоров университета). В этой среде теоретическая мысль
Новикова окончательно приобрела масонский окрас. Он развернул кипучую просветительную работу: издал свыше 900 книг по разным
отраслям знаний, открыл несколько библиотек и школ в Москве, а также книжные магазины в шестнадцати городах Империи.
После восстания Е.И.Пугачева и французской революции политическая атмосфера в стране сильно изменилась.
Издательские и общественные начинания Новикова, сумевшего собрать вокруг себя многих единомышленников, вызвали резко отрицательное
отношение Екатерины II, которая считала просветителя «умным и опасным человеком». Однако главное крылось, быть может,
в другом — в связях (через масонские круги) Новикова с наследником престола Павлом Петровичем. В 1792 году Новиков был арестован и
без суда, по высочайшему повелению, приговорен к пятнадцати годам заключения в Шлиссельбургской крепости.
В 1796 году император Павел I в первый же день своего царствования освободил из тюрьмы близкого ему
человека, масона-просветителя. Но вышел Новиков на свободу разоренным и больным. Он уже не смог вернуться к общественной
деятельности, хотя еще много лет прожил в своем крохотном родовом имении Авдотьине, откуда почти не выезжал. Умер Н.И.Новиков
31 июля 1818 года.
Портрет относится к тому времени, когда Новиков был освобожден из тюрьмы. Просветитель изображен в момент
беседы, когда его мысль воплощается в слово, обращенное к слушателю. Лицо выписано мягко сплавленными мазками. Композиция
необычна для Левицкого: портретируемый изображен на фоне стенного проема, за которым открывается пейзажный вид. (Обычно в
сгустившихся тучах видят намек на трагическую судьбу просветителя.) Срез фигуры не погрудный, а поясной, так как художнику было
важно изобразить движение руки, подчеркивающее общий замысел полотна.
Портрет происходит из петербургского собрания Ф.И.Прянишникова. Многие ученые считают, что оригинал утрачен
и сохранились только его копии. Составители полного третьяковского каталога ограничились по этому поводу обтекаемой фразой, что
«проведенные исследования портрета позволяют считать его подлинной работой Д.Г.Левицкого» Однако Н.М.Гершензон-Чегодаева,
крупнейший исследователь творчества Левицкого и автор фундаментальной, до сих пор непревзойденной монографии о художнике, отстаивала
противоположную точку зрения: «Одной и самых сложных загадок творчества Д.Г.Левицкого является известный портрет Новикова
поздних лет, сохранившийся в нескольких повторениях, — пишет исследователь. — Установление имени автора портрета крайне затрудняется
тем, что ни один из имеющихся в наличии его экземпляров не может быть признан первоначальным оригиналом, созданным в ХVIII веке,
и, в частности, не может быть сочтен подлинной работой Д.Г.Левицкого. Некоторые из них явно выглядят копиями, в достаточной мере
слабыми по качеству (характерным примером может служить портрет, находящийся в экспозиции Исторического музея в Москве). Другие, и
в первую очередь тот экземпляр, который висит в зале Д.Г.Левицкого в Третьяковской галерее, представляют собой художественные
произведения высокого достоинства, но своим живописным строем не отвечают стилю работ Д.Г.Левицкого.»
Тот факт, что все известные в настоящее время экземпляры портрета Н.И.Новикова, очевидно, являются
повторениями какого-то несохранившегося оригинала, по существу, делает невозможным окончательное решение вопроса об его авторе.
Приходится прийти к печальному выводу, что исчерпывающий ответ на этот вопрос никогда не будет найден (если только не всплывут
архивные указания, прямо называющие имя художника).
Но все же следует разобраться в тех материалах и сведениях, которые связаны с историей возникновения и
судьбой этого популярного изображения, фиксирующего черты одного из самых замечательных русских людей ХVIII века и ставшего
главным источником об его облике.
Странным образом не существует ни одного внушающего доверия старого указания на то, что портрет Н.И.Новикова
был создан Д.Г.Левицким. Очевидно, эта версия укоренилась с легкой руки Ф.И.Прянишникова, в собрании которого находился экземпляр
портрета, впоследствии попавший в Румянцевский музей, а в настоящее время принадлежащий Третьяковской галерее.
Взвесив все «за» и «против», исследовательница пришла к выводу, что «рассмотрение
живописных особенностей портрета Н.И.Новикова из Третьяковской галереи убеждает в том, что эта работа не была написана Д.Г.Левицким.
Вместе с тем «все эти соображения заставляют высказать предположение, что в качестве наиболее вероятного автора
несохранившегося оригинала портрета Н. И. Новикова следует признать Д. Г. Левицкого».
Портретист был близко знаком с Новиковым и, очевидно, разделял его взгляды. По сохранившимся письмам
Новикова можно предполагать, что их связывала долгая дружба. Художник и публицист могли познакомиться в Петербурге в 1779 году,
еще до переезда Новикова в Москву. Оба жили недалеко друг от друга на Васильевском острове. Гостеприимный дом Левицких был открыт
для профессоров академии, и не исключено, что Новиков также бывал в нем и повлиял на масонские взгляды живописца. В 1797 году
«по предпоручению Новикова» Александр Лабзин принял Левицкого в масонскую ложу.
Левицкому принадлежит несколько портретов масонов. Заказывать портреты друг друга было принято в масонском
братстве. В 1790-е годы художник написал некоторых видных членов движения: А.Ф.Лабзина, Григория Долгорукого, а также Ф.П.Ключарева,
у которого Новиков нашел приют в первое время после выхода на свободу. К этому периоду и относился портрет масона-просветителя
работы Левицкого, который, вероятнее всего, до нас не дошел.
Последняя редакция публикации от 11 января 2009 года