«200 лет со дня рождения В.А.Тропинина (1776-1857)»
выпуск от 12 мая 1976 года
|
|
оформление |
Н.Черкасовв |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11½ × 12, внутри блока |
размер блока |
70 × 88 мм |
размер марки |
37 × 52 мм |
тираж |
1 300 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4574 |
Ст.коллекция |
Бл115 (4519) |
Michel |
Block112 (4469) |
Scott |
4435 |
Yvert |
|
Серия: |
1 блок |
|
Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857) -
«Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль», 1846 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 106 × 84.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В «Автопортрете на фоне Кремля» художник изображен почти в полный рост, фронтально с небольшим
полуоборотом влево, его взгляд устремлен на зрителя. Большой формат работы, строгая вертикаль фигуры, многозначительность атрибутов
и фона делают образ торжественным и позволяют говорить о присущих ему чертах парадности. Но в нем нет подчеркнутой строгости: взгляд
сильно скошенных из-под очков глаз таит хитринку, губы добродушно улыбаются, а фигура полновата. Тропинин получился добрым и простым,
что, по воспоминаниям современников, на самом деле было свойственно художнику.
Портрет написан немного снизу вверх в живописной манере, свойственной многим портретам Тропинина. Система
письма художника тесно связана с традицией XVIII века. Он не раскрашивает рисунок, а пишет цветом. По довольно темному
красно-коричневому подмалевку художник кладет тонкие прозрачные и полупрозрачные лессировки различных оттенков, чаще других сочетая
зеленоватые и сероватые тона. Эту манеру мастер применяет и в «Автопортрете», создавая в изображении лица и рук
неуловимые переходы цвета. Контуры лица слегка стушеваны, с теневой стороны положен светлый рефлекс, края век обведены светло-розовым,
а верхнее веко - темной полосой, формирующей линию ресниц. Губы написаны красками в два-три цвета, их мягкие очертания почти не
читаются, уголки отмечены красно-коричневым тоном и вторят тону подмалевка, просвечивающего и тут, и там сквозь тонкий живописный
слой. В уголках глаз - еле заметное красное пятнышко. Вокруг носа расположены тени.
Тщательность в написании лица и рук спорит с некоторой свободой в изображении одежды, где автор допускает
несколько свободных мазков. Широкие движения кисти видны на воротнике и манжетах шлафрока. Подобная манера заметна и в написании
прядей седых волос.
Работа сложна и разнообразна по цвету. Преимущественно темный тон первого плана сменяется светлыми оттенками
неба. Фон работы неяркий и состоит из богатой палитры коричневых, желтоватых, зеленоватых тонов, переходящих один в другой. В целом
колорит произведения спокоен и скромен.
Тропинин изобразил себя в домашнем костюме, состоящем из белой рубашки, темных брюк и жилета,
небрежно завязанного красного галстука и халата из тяжелой ткани вишневого цвета с манжетами на рукавах. За его фигурой видны
очертания кресла. В правой руке художника - муштабель с круглым навершием, в левой - палитра и кисти - атрибуты его художественной
деятельности. Эти детали многозначны и введены автором в изображение, чтобы подчеркнуть важность дела всей его жизни.
Художник стоит около окна своей мастерской, располагавшейся в Знаменском переулке, в центре Москвы, откуда
видны кремлевские стены, образ которых выбран Тропининым в качестве фона неслучайно. Художник бесконечно любит этот город, именно в
Москве он находит признание и обретает спокойствие домашнего очага. Тропинин считает себя русским художником, что символически
обозначает изображение Московского Кремля - сердца России.
«Автопортрет на фоне Кремля» после смерти Тропинина находился в доме его сына Арсения, а в
1870 году был куплен у него по подписке Московского Общества любителей изобразительного искусства для Румянцевского музея. Известно
несколько авторских повторений картины. Одно из них - 1844 года, находится в собрании Музея В.А. Тропинина и московских художников
его времени, вариант 1846 года - в Третьяковской галерее, Москва.
Последняя редакция публикации от 11 января 2009 года