« Закрыть окно »
 

«Русская живопись XVIII - XIX веков»
выпуск от 07 июня 1972 года

Чепцов Ефим Михайлович - Заседание сельячейки
оформление Н.Черкасов
цвет многоцветная
зубцовка 12¼ × 11¾, комбинированная
размер 52 × 37 мм
тираж 5 500 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
4061
Ст.коллекция
4128
Michel
4015
Scott
3976
Yvert
Серия: 7 марок

Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века - 1789) - «Крестьянский обед», 1774 год
Рксская школа. Холст, масло
Размеры: 103 × 120 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова (вторая половина XVIII века - 1789) чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Только известно, что художник работал по частным заказам в Петербурге и Москве. Там видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны так же и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Это «Крестьянский обед» (1774), «Празднество свадебного договора» (1777) и «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» (1787).

    Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и назначили, а может быть и нет.

    Во времена жизни Шибанова ученикам Академии художеств запрещалось даже смотреть на крестьян, чтобы они «не испортили изящного вкуса». Поэтому если кто из них и брался за создание произведения из сельской жизни, то это больше напоминало сцену из спектакля с участием загримированных актеров. А картина Шибанова, ни разу не посещавшего лекции знаменитых мастеров кисти, разительно отличалась от таких академических полотен. Конечно, она не лишена нарочитой праздничности и некоторой приукрашенности. Но позировали для неё не актёры, а настоящие крестьяне (на обороте художник специально написал: «Сия картина представляет суздальской провинции крестьян»). И сцена здесь изображена самая будничная: семья собралась за обедом. Нарядные костюмы героев — дань времени, ведь повседневная крестьянская одежда могла оскорбить «тонкий вкус» зрителей-аристократов.

    «Крестьянский обед» Шибанова, написанный в самый разгар пугачевского восстания, правдиво и любовно передает сцену крестьянского быта, лица крестьян и народные костюмы. Крестьяне изображены здесь как люди нравственной силы и под игом крепостничества сохранившие ясный ум, сердечную доброту, душевную и физическую красоту. Пленяет фигура молодой матери, ее исполненное нежности лицо. Большая внутренняя теплота согревает всю картину. Шибанов отражал лишь торжественные, праздничные стороны быта крестьян, однако он был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы.

Последняя редакция публикации от 11 января 2009 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz