« Закрыть окно »
 

«Русская живопись XIX века»
выпуск от 18 апреля 1973 года

Карл Павлович Брюлов - Итальянский полдень
оформление Н.Черкасов
цвет многоцветная
зубцовка 11¾ × 12¼, комбинированная
размер 30 × 42 мм
тираж 5 000 000
способ печати офсет с лакированием
бумага обыкновенная
Каталоги:
ЦФА
4232
Ст.коллекция
4169
Michel
4115
Scott
4077
Yvert
Серия: 7 марок

Карл Павлович Брюлов (1799 - 1852) - «Итальянский полдень», 1831 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 27 × 22 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.

    Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.

    Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.

    Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.

    «Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду»,- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.

    Картина «Итальянское утро» написана в 1823 году, имела огромный успех и была подарена Обществом поощрения художников Александре Федоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило толчком к написанию Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Однако время все расставило по своим местам и ныне «Полдень» заслуженно занимает свое место в ряду шедевров мировой живописи.

    Обе работы, «Утро» и «Полдень», находились в Зимнем дворце, в личных покоях императрицы Александры Федоровны, что однако не мешало художникам и публике видеть их. В «Дневнике» художника Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с Венециановым посетил будуар императрицы, чтобы осмотреть эти работы.

    Первый вариант картины хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.

    Более поздняя, с небольшими переработками, уменьшенная версия «Итальянского полдня» была написана Брюлловым в 1831 году. Эта полотно хранится в Третьяковской галерее.

Последняя редакция публикации от 23 января 2009 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz