« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 07 июля 1971 года

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»
оформление Г.Комлев, А.Рязанцев
цвет многоцветная
зубцовка 12½ х 12, гребенчатая
размер 37 х 52 мм
тираж 6 900 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
4018
Ст. коллекция
3950
Michel
3898
Scott
3867
Yvert
3734
Серия: 7 марок

Леонардо Да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Бенуа», 1470 - 1480 годы.
Итальянская школа. Холст, масло, переведена с дерева.
Размеры: 49,5 на 31,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Происхождение: История картины практически неизвестна с момента ее написания до конца XVIII – начала XIX века, когда известный коллекционер генерал Алексей Иванович Корсаков (1751 - 1821) у безродных итальянских бродячих циркачей, попавших в тяжелое финансовое положение, буквально за бесценок купил небольшую доску с изображением Богородицы с младенцем.

После смерти Алексея Ивановича большая часть коллекции была выставлена его наследником на аукцион для продажи. В течении 1823-1824 годов между известным коллекционером астраханским купцом Александром Петровичем Сапожниковым и сыном покойного генерала шли переговоры о приобретении части коллекции, среди которой была и доска с изображением Богородицы с младенцем на руках неизвестного итальянского мастера, предположительным автором работы назывался Леонардо да Винчи. В конце концов картина была приобретена Сапожниковым за 1 400 рублей. Вскоре после приобретения картина была переведена с ветхой деревянной основы на холст реставратором из Эрмитажа.

По наследству картина перешла к сыну Сапожникова Александру. Который в свою очередь в качестве приданного передал ее своей дочери Марии Александровне. В начале ХХ века она вышла замуж за Леонтия - одного из братьев Бенуа, известных в Санкт-Петербурге художников. Брат мужа, блистательный Александр Бенуа, провел экспертизу живописной работы с помощью европейских искусствоведов и окончательно установил, что автор картины – великий Леонардо да Винчи. А с 1914 года картина вошла в экспозицию Эрмитажа под названием «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа».



Гордость эрмитажного собрания — «Мадонна с цветком» — одно из наиболее совершенных произведений молодого Леонардо. Но более оно известно как «Мадонна Бенуа» (по имени одного из коллекционеров, в чьем собрании было это полотно). Гениальный мастер делает здесь тот решающий шаг, который окончательно отделяет искусство Возрождения от средневековья. Объектом изображения художника стали отныне подлинно живые, реальные люди с их истинно человеческими мыслями и чувствами, радостями и печалями. Репрезентативный образ мадонны с младенцем, проникнутый мистическим, религиозным настроением, остался в прошлом. Картина Леонардо излучает земное счастье материнства и первые младенческие радости познания реального мира. Новой жизни становится тесно в узких рамках традиционной темы. Но содержание картины не ограничивается и показом лишь жанрового мотива — матери, играющей со своим первенцем. Созданные художником образы раскрывают идейный мир нового человека — человека Возрождения, познавшего свои силы и возможности, стремящегося выйти за пределы душного, замкнутого мирка средневековья. И цветок — символ жизни, и распахнутое в большой мир окно, играющие в композиции картины первостепенную роль, приносят дуновение новой, свежей жизни.

Свобода и естественность, с которой мать и дитя объединены в нераздельную группу, могут служить примером совершенства композиций Леонардо. Хранящиеся в Британском музее подготовительные наброски к картине наглядно показывают путь художника к наиболее удачному решению. Но найдя его, художник, что с ним часто случалось, потерял интерес к окончательному завершению картины.

Последняя редакция публикации от 25 декабря 2006 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов:
«Государственный Эрмитаж»
«Портал Культура»
«HORSE on STAMPS - Лошади на марках»
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz