« Закрыть окно »
 

«Шедевры государственного Эрмитажа. Испанская живопись»
выпуск от 14 марта 1985 года

Диего Веласкес де Сильва - Портрет Оливареса
оформление Г. Комлев
цвет многоцветная
зубцовка 11¾ × 12¼, комбинированная
размер 37 × 52 мм
тираж 2 000 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
5601
Ст. коллекция
5532
Michel
5480
Scott
5339
Yvert
3735
Серия: 5 марок и блок

Диего Веласкес де Сильва (1599-1660). Портрет графа Оливареса, 1638 год.
Испанская школа. Холст, масло.
Размеры: 67 на 54,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Происхождение: Собрание Кузвельта в Лондоне, в 1815 году приобретена для Эрмитажа.

    В портрете графа Оливареса художественный талант гениального испанского портретиста раскрывается во всей глубине психологической характеристики портретируемого и во всем блеске реалистического живописного языка. Веласкес не льстит своей модели, первому министру Филиппа IV. На нас глядит пожилой мужчина с грузной фигурой, короткой бычьей шеей и одутловатым лицом, на котором подчеркнуты глубоко сидящие глаза, приплюснутый нос и выпяченная нижняя губа. Взгляд выражает ум и жестокость, а рот — надменность, властность и чувственность. Именно таким и был этот всесильный временщик, изображенный Веласкесом в последние годы правления.

    Изобразительный язык Веласкеса-портретиста предельно прост и лаконичен. Он достигает здесь той степени совершенства, когда мастерство перестаешь замечать. Красочная гамма исключительно скупа и строится на противопоставлении белого черному и красновато-желтого серо-зеленому. Этот двойной контраст заставляет зрителя сосредоточить свое внимание исключительно на лице, в моделировке которого художник использует как грубые и угловатые контурные линии, так и тонкую лепку светотенью. Большое значение в достижении аффекта жизненной правды играет также мастерская передача фактуры жирной, пористой кожи, пышных, нафабренных усов и матовой поверхности парика.

    Портретное искусство Веласкеса принадлежит к вершинам художественного гения человечества. Острая, почти гротескная характеристика внешних черт модели столь же метко и беспощадно обнажает и внутреннюю сущность портретируемого, создавая полнокровный, глубоко правдивый, жизненный образ.

Последняя редакция публикации от 25 декабря 2006 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов: «Государственный Эрмитаж»
«Цифровая коллекция Государственного Эрмитажа»
Каталог марок СССР и постсоветского пространства
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz