« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск 12 декабря 1973 года

Рембрант Харменс фан Рейн - Флора
оформление Г. Комлев
цвет многоцветная
зубцовка марки в блоке 12 х 12¼
размер:
блока
76 х 101 мм
марки
37 х 52 мм
тираж 1 150 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
4307
Ст. коллекция
Бл095
Michel
bl92
Scott
4148
Yvert

Рембрант Харменс фан Рейн (1606-1669) - «Флора», 1634 год
Голландская школа. Холст, масло.
Размеры: 125 на 101 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Вероятно, была в собрании Хармена Арентса в Амстердаме, с 1770 года картина находится в Государственном Эрмитаже.

    Образ первой жены художника, Саскии фан Эйленбурх (1612—1642), вдохновил его на создание ряда значительных произведений, к лучшим из которых принадлежит «Флора».

    В 1630-е годы судьба, как никогда, улыбалась Рембрандту. Переселение в Амстердам (1631 г.) принесло ему и большие заказы, и славу, и личное счастье. В 1633 году состоялось обручение Рембрандта с дочерью леуварденского бургомистра Ромбертуса фан Эйленбурха, а через год — свадьба.

    Оба эти события в личной жизни художника нашли отражение в его творчестве. Через три дня после обручения, 8 июня 1633 года, Рембрандт делает рисунок: Саския изображена на нем в широкополой, украшенной цветами шляпе и с цветком в руке (Берлин, Кабинет графики). Этим же годом помечен и ее замечательный погрудный портрет (Дрезден, галерея). В 1634 году художник пишет «Флору». Замысел берлинского рисунка и поза дрезденского портрета как бы объединились в картине Эрмитажа. Саския предстала перед зрителем в образе античной богини весны и цветов. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант «Флоры» (Лондон, Национальная галерея).

    Принято считать, что в эти годы внутренняя, духовная жизнь модели не вызывала глубокого интереса художника. Действительно, Рембрандт не сосредотачивает на ней все свое внимание. Он с удовольствием углубляется в детали костюма и аксессуаров, которые написаны, может быть, даже более внимательно и, уж во всяком случае, более старательно, чем лицо. Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты «Флоры», чтобы увидеть, сколь тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. «Флора» из Эрмитажа — юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. «Флора» из Национальной галереи старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. Эти превращения мог отметить только Рембрандт — будущий гениальный мастер психологического раскрытия образа человека.

Последняя редакция публикации от 03 января 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов:
«Государственный Эрмитаж»
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz