« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 15 августа 1972 года

Антуан Ватто - Капризница
оформление Г.Комлев
цвет многоцветная
зубцовка 12½ х 12, гребенчатая
размер 37 х 52 мм
тираж 4 000 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
4159
Ст. коллекция
4089
Michel
4039
Scott
4004
Yvert
3865
Серия: 5 марок и блок

Антуан Ватто (1684-1721) - «Капризница». Около 1718 года
Французская школа. Холст, масло.
Размеры: 42 на 34 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Собрание Ораса Уолполя в замке Строберри-Холл в Англии; собрание П. С. Строганова в Петербурге. Государственный Эрмитаж.

    Когда в 1717 году Ватто представил в Академию живописи и ваяния свою знаменитую картину «Путешествие на остров Цитеру», чтобы быть зачисленным в члены Академии, в анналах этого учреждения появилось новое звание «художник галантных празднеств». Так, уже современниками был определен жанр, созданный гениальным французским живописцем, — жанр, посвященный изысканной игре в любовь элиты французского общества начала XVIII века. Но если бы Ватто остался при этом простым бытописателем высшего света, подобно своим современникам — авторам так называемых модных картинок, произведения Ватто при всей артистичности исполнения, вряд ли могли волновать нас сегодня. Но поэт-лирик Ватто воспевает на своих холстах подлинные человеческие чувства, вызванные тончайшими перипетиями любви, музыкой или танцами.

    «Капризница» создана в конце очень короткого творческого пути художника. Большое общество беспечных кавалеров и дам, которое обычно занимает на картинах Ватто весь передний план, на этот раз удалилось в глубину парка, оставив сцену «ей» и «ему». Обиженная, с капризными надутыми губками, готовая вот-вот покинуть своего собеседника и все же не покидающая, она напряженно прислушивается к его словам. А он, небрежно облокотясь о каменную скамью, продолжает настойчиво повторять свои доводы. Художник не принимает эту легкую размолвку всерьез. Оттенок легкой иронии, свойственный почти всем произведениям этого жанра у Ватто, присутствует и здесь. И все же чувство лирической грусти и хрупкости человеческого счастья и мироздания, которое пронизывает произведение, вызывает у зрителя известную тревогу. За картиной встает перед нами сам автор — замкнутый, одинокий, больной туберкулезом. Через три года после написания картины художник умерает.

Последняя редакция публикации от 07 января 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов:
«Государственный Эрмитаж»
«HORSE on STAMPS - Лошади на марках»
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz