«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 23 декабря 1970 года
|
|
оформление |
Г.Комлев, А.Рязанцев |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ х 12, гребенчатая |
размер |
37 х 52 мм |
тираж |
4 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная с лаковым покрытием |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3959 |
Ст. коллекция |
3885 |
Michel |
3833 |
Scott |
3805 |
Yvert |
3683 |
Серия: |
6 марок и блок |
|
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - «Возвращение блудного сына», 1669 год
Голландская школа. Холст, масло.
Размеры: 262 на 206 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное горение.
В 1982 году поэт Александр Городницкий пишет стихотворение, посвященному великому художнику. В нем есть такие строки:
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и вечер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок...
...Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
Снова большая человеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к
покинутому отцу блудный сын. Полный стыда и раскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных
сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу,
спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно
простил сына и давно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор, и горестную смиренность. Он нежно
склонился над сыном, опустив ему на спину слабые, старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания
судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание.
Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни и того, и
другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову,
сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.
Как всегда у Рембрандта, величавый покой исполнен скрытой одухотворенности. Из глубины темного фона выступают молчаливые
человеческие фигуры. Красные и золотистые тона одежд словно вырастают из темноты, но снова начинают гаснуть. Глубокая скорбь
овладела присутствующими. Горестная судьба двух людей заставляет их о многом задуматься. Круг собравшихся не замыкается в пределах
изображения, он как будто бы продолжается и вне картины. В числе свидетелей происходящего невольно оказывается и зритель.
Последняя редакция публикации от 29 января 2007 года
|