« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 23 декабря 1970 года

Доменико Эль Греко - Апостолы Петр и Павел
оформление Г.Комлев, А.Рязанцев
цвет многоцветная
зубцовка 12½ х 12, гребенчатая
размер 37 х 52 мм
тираж 4 000 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
3959
Ст. коллекция
3885
Michel
3833
Scott
3805
Yvert
3683
Серия: 6 марок и блок

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - «Возвращение блудного сына», 1669 год
Голландская школа. Холст, масло.
Размеры: 262 на 206 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное горение.

В 1982 году поэт Александр Городницкий пишет стихотворение, посвященному великому художнику. В нем есть такие строки:
 
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и вечер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок...
 
...Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

Снова большая человеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда и раскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые, старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Как всегда у Рембрандта, величавый покой исполнен скрытой одухотворенности. Из глубины темного фона выступают молчаливые человеческие фигуры. Красные и золотистые тона одежд словно вырастают из темноты, но снова начинают гаснуть. Глубокая скорбь овладела присутствующими. Горестная судьба двух людей заставляет их о многом задуматься. Круг собравшихся не замыкается в пределах изображения, он как будто бы продолжается и вне картины. В числе свидетелей происходящего невольно оказывается и зритель.

Последняя редакция публикации от 29 января 2007 года


При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов:
«Государственный Эрмитаж»
«HORSE on STAMPS - Лошади на марках»
«Виртуальный музей»
«Александр Городницский - стихи и песни»
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz