« Закрыть окно »
 

«Зарубежная живопись в музеях СССР»
выпуск от 23 декабря 1970 года

Леонардо Да Винчи - Мадонна Литта
оформление Г.Комлев, А.Рязанцев
цвет многоцветная
зубцовка
размер 72 х 101 мм
тираж 750 000
способ печати офсет
бумага мелованная с лаковым покрытием
Каталоги:
ЦФА
3963
Ст. коллекция
Бл070
Michel
bl67
Scott
3809
Yvert
Серия: 6 марок и блок

Леонардо да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Литта», 1490-1491 год
Итальянская школа. Холст, масло. Переведена с дерева
Размеры: 42 на 33 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Первоначально картина пригадлежала герцогам Висконти. Затем она перешла в собственность семьи Литта, у которой и была приобретена русским царем Александром II в 1865 году. В Эрмитаже она была переведена с дерева на холст. В последнее время специалисты склоняются к тому, что данную работу Леонардо завершал Больтраффио, один из его миланских учеников.

Так называемую Мадонну Литта историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно, связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Мадонна Литта определенно содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. Изображение основывается на традиционном мотиве «Млекопитателъница».

В отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем – задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по моде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.

На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф, прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Освещение идет не сзади, из окон, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица.

Последняя редакция публикации от 04 февраля 2007 года

При подготовке материала к публикации была использована информация с сайтов:
«Государственный Эрмитаж»
«Интернет-магазин»
 
« Закрыть окно »
Сайт создан в системе uCoz