|
Шарден
Проходя по Эрмитажу в зале французского искусства XVIII века повнимательней вглядитесь в натюрморт Шардена «Атрибуты искусств» (почтовое ведомство Советского Союза, выпуск 1973 года). Картина скромна по живописи, а изображенные на холсте предметы совсем не парадны, даже наоборот - деловые, постоянно находящиеся в обиходе. Книги с закладками, открытая коробка с чертежными принадлежностями, держатель для мелка, сверток гравюр, гипсовая скульптура... Без труда узнается рабочий стол в мастерской художника. Посмотрите, как живописец свободно лепит форму предметов. Кисть нежно скользит по теням, вдруг останавливается, замирает и, прижавшись к холсту, оставляет мазок; отступите на два шага от полотна - и увидите яркий блик, заигравший на уголке золоченого переплета, на краю старого бумажного листа. Кисть не спеша движется дальше, стушевывает контуры, обволакивая предметы таинственным серебристым полумраком... Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Долгие дни, даже ночи, при свете лампы, копировал мальчик изображения глаз, ртов, ушей, ног, рук. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. У многих учеников годы рабского подражания образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. От Каза Шарден перешел в мастерскую другого художника - Куапеля, от него - к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Он много, постоянно рисует. Как население Франции XVIII века, так и ее искусство делилось тогда на сословия - «высокое» и «низкое». К «высокому» причисляли произведения на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а те, которые изображали «толпу» - людей, занятых обработкой земли и ремеслами, - относили к низшему. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. В чудом уцелевшем письме епископа Масильона из провинции Овернь, направленном министру короля, сообщалось: «Народ в наших деревнях живет в чудовищной нищете, не имея ни постели, ни утвари. Большинству около полугода не хватает их единственной пищи - ячменного или овсяного хлеба, в котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, чтобы платить налоги». Художники подобострастно запечатлевали беззаботные сцены тщательно разыгрываемого дворцового спектакля на темы «золотого царства». Особенным изяществом и красотой отличались картины Ватто, Буше, Наттье, Ланкре, Патера... Их произведения и сегодня в музеях мира окружают скромные холсты Шардена. Нужны были смелость и глубокая вера в человека, в его высокие нравственные достоинства, чтобы отважиться писать картины о тех, кто сам себя кормит, кто видит в труде истинную радость и призвание. Таким художником стал Шарден. Он первый ввел в искусство Франции темы семьи, домашнего уюта, материнства, нравственной чистоты. В Государственном Эрмитаже кроме «Натюрморта...» хранятся еще два шедевра мастера - картины «Молитва перед обедом» и «Прачка» (Почтовое ведомство Советского Союза, выпуски 1974 и 1971 годов соответственно). Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет, когда дети произнесут слова молитвы. Старшая уже отбарабанила привычный текст, а маленькая, с трудом произнося непонятные слова, опасливо посматривает на мать. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Фигуры как бы вписаны в овал, объединяющий их в единое целое, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости, упорядоченности быта. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Если на полотнах большинства современников порхали, кувыркались розовые амурчики, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, но и определенный характер, маленькая копия родителей, такой же труженик, «дитя среды». Это проявляется во всем - в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Один из них растет, шевелится, на его влажных стенках трепещет, переливается удивительный радужный мир. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Силуэт ее мерцает в облаках пара - нежно, воздушно. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван - семья бедная. Но тем яснее ощущаем мы главную мысль автора: истинное счастье не во внешнем блеске, но в трудолюбии и прилежании, в душевном единении. Картина изумительна по колориту; прозрачные теплые тени и корпусная «лепка» формы «в свету» сообщают предметам пространственную глубину, материальность. Общий серебристо-зеленоватый тон, собирая в единое звучание оттенки красных, синих, золотистых, коричневых, передает светоносность пены, нежность бледно-розовой кожи женщины, белизну ткани, насыщенный влагой воздух. Восторгаясь красотой будничного труда, восхищенно передает художник свое впечатление. Поистине пишет не красками – чувством! Возвеличивая труд, Шарден с особой любовью изображает простых людей - кухарок, прачек, слуг, гувернанток. Его искусство примечательно тем, что темы материнства, воспитания детей, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Персонажи Шардена не позируют. Они всегда чем-то заняты. Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, как «Кухарка, чистящая репу», «Карточный домик» (почтовые ведомства Руанды - 1979 год и Йемена - 1968 год). Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени - Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо, названных впоследствии просветителями. В романе «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жак Руссо писал: «Труд... есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Шарден не показывал в своих полотнах типов отрицательных, был далек от критики плутократии. Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, кто, по его мнению, этими духовными ценностями обладает. И не только людей, но даже их вещи! Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде. Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – «Изюм и виноград» (Французское почтовое ведомство - выпуск 1977 года), «Атрибуты музыканта» (Почтовое ведомство Либерии - выпуск 1969 года), «Письменные принадлежности» (Почтовое ведомство Соединенных Штатов Америки - выпуск 1974 года), - типичные названия его полотен. Художник тщательно компонует предметы, видя в каждом как бы живой персонаж, способный и «вести монолог», и вступать с соседом в беседу. А следы активного употребления – вмятины, замутненное временем стекло, обтрёпанные корешки книг, царапины - в этом отразились и биографии людей, которым честно и безотказно служат преданные им, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи. В настоящем искусстве идея и художественная форма - средства ее образного выражения - всегда связаны, неразрывны. Современники Шардена ценили его произведения и за мысли, и за великое художественное мастерство. В них - неисчерпаемая школа опыта для многих поколений художников. Шарден прекрасно рисовал. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. Закончив на холсте тщательный рисунок, живописец прокладывал теневые участки красно-коричневым цветом - примером служит картина «Письмо» (почтовое ведомство эмирата Фуджейра - выпуск 1968 года). Этим подмалевком определялась величина и глубина теней, их взаимосвязь. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета - технику лессировки. Как например в картине «Девочка с ракеткой и воланом» (почтовое ведомство Санта Лючии, выпуск 1979 года). Игру светотени художник подчеркивал богатством рефлексов, связывая полутонами воедино предмет и среду, в которой они находятся. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Соподчиняя оттенки, он приглушает их, иногда заставляя тусклые, вроде бы блеклые тона звучать мощно, а резкие - растворять в легком рассеянном свете. В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Он добивается от нежных карандашей сильного, плотного цвета, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Характерный пример - «Автопортрет с зеленым козырьком» (Почтовое ведомство Франции - выпуск 1956 года). Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Голова и шея плотно закутаны, старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица - во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства. Популярность его с годами росла. Представители «третьего сословия» охотно раскупали гравюры, сделанные с картин Шардена. Богатые любители заказывали повторения понравившихся работ. И Шарден сделал их немало. Но о Шардене современники забыли вскоре после его смерти. Образы картин художника казались слишком «тихими» для бурного времени буржуазной революции, они отступили в тень перед полотнами классицистов и романтиков. Но в середине позапрошлого века писатели братья Гонкуры заново открыли удивительную прелесть полотен старого мастера. О нем заговорили сразу во всех странах, а картины Шардена навсегда заняли почетное место в музеях мира. Последняя редакция публикации от 09 апреля 2007 года
|