Шарден
|
Возьмите самую маленькую картину художника, и вы обнаружите великого и глубокого
колориста... О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре;
самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на
полотно.
Дени Дидро
|

Проходя по Эрмитажу в зале французского искусства XVIII века повнимательней
вглядитесь в натюрморт Шардена
«Атрибуты искусств»
(почтовое ведомство Советского Союза, выпуск 1973 года). Картина скромна по живописи, а
изображенные на холсте предметы совсем не парадны, даже наоборот - деловые, постоянно находящиеся в
обиходе. Книги с закладками, открытая коробка с чертежными принадлежностями, держатель для мелка,
сверток гравюр, гипсовая скульптура... Без труда узнается рабочий стол в мастерской художника.
Посмотрите, как живописец свободно лепит форму предметов. Кисть нежно скользит
по теням, вдруг останавливается, замирает и, прижавшись к холсту, оставляет мазок; отступите на два
шага от полотна - и увидите яркий блик, заигравший на уголке золоченого переплета, на краю старого
бумажного листа. Кисть не спеша движется дальше, стушевывает контуры, обволакивая предметы
таинственным серебристым полумраком...
Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику
Пьер-Жаку Казу. Долгие дни, даже ночи, при свете лампы, копировал мальчик изображения глаз, ртов,
ушей, ног, рук. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. У многих учеников годы рабского подражания
образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Оттого-то, бросив опостылевшие
карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала
браться за любую подвернувшуюся работу. От Каза Шарден перешел в мастерскую другого художника -
Куапеля, от него - к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Он много, постоянно рисует.
Как население Франции XVIII века, так и ее искусство делилось тогда на
сословия - «высокое» и «низкое». К «высокому» причисляли
произведения на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а те, которые изображали
«толпу» - людей, занятых обработкой земли и
ремеслами, - относили к низшему. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Уделом тех,
кто добывал хлеб своими руками, была нищета. В чудом уцелевшем письме епископа Масильона из провинции
Овернь, направленном министру короля, сообщалось: «Народ в наших деревнях живет в чудовищной
нищете, не имея ни постели, ни утвари. Большинству около полугода не хватает их единственной пищи -
ячменного или овсяного хлеба, в котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, чтобы платить
налоги».
Художники подобострастно запечатлевали беззаботные сцены тщательно
разыгрываемого дворцового спектакля на темы «золотого царства». Особенным изяществом и красотой
отличались картины Ватто, Буше, Наттье, Ланкре, Патера... Их произведения и сегодня в музеях мира
окружают скромные холсты Шардена.
Нужны были смелость и глубокая вера в человека, в его высокие нравственные
достоинства, чтобы отважиться писать картины о тех, кто сам себя кормит, кто видит в труде истинную
радость и призвание. Таким художником стал Шарден. Он первый ввел в искусство Франции темы семьи,
домашнего уюта, материнства, нравственной чистоты.
В Государственном Эрмитаже кроме «Натюрморта...» хранятся еще два
шедевра мастера - картины
«Молитва перед обедом» и
«Прачка» (Почтовое ведомство Советского Союза, выпуски 1974 и 1971 годов
соответственно).

Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет, когда дети произнесут слова
молитвы. Старшая уже отбарабанила привычный текст, а маленькая, с трудом произнося непонятные слова,
опасливо посматривает на мать. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь
подсказывать. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Этому впечатлению помогает и цветотоновое
построение изображения. Фигуры как бы вписаны в овал, объединяющий их в единое целое, а строгая
симметричность усиливает впечатление устойчивости, упорядоченности быта. Свои мысли о возвышающей
роли труда художник проводит упорно, последовательно. Если на полотнах большинства современников
порхали, кувыркались розовые амурчики, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, но и
определенный характер, маленькая копия родителей, такой же труженик, «дитя среды».
Это проявляется во всем - в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх.

Молодая женщина стирает,
белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш
соломинкой выдувает мыльные пузыри. Один из них растет, шевелится, на его влажных стенках трепещет,
переливается удивительный радужный мир. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна
прачка. Силуэт ее мерцает в облаках пара - нежно, воздушно. Шарден обстоятельно рассказывает нам о
матери и ребенке. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван - семья бедная. Но
тем яснее ощущаем мы главную мысль автора: истинное счастье не во внешнем блеске, но в трудолюбии и
прилежании, в душевном единении. Картина изумительна по колориту; прозрачные теплые тени и корпусная
«лепка» формы «в свету» сообщают предметам пространственную глубину,
материальность. Общий серебристо-зеленоватый тон, собирая в единое звучание оттенки красных, синих,
золотистых, коричневых, передает светоносность пены, нежность бледно-розовой кожи женщины, белизну
ткани, насыщенный влагой воздух. Восторгаясь красотой будничного труда, восхищенно передает художник
свое впечатление. Поистине пишет не красками – чувством!

Возвеличивая труд, Шарден с особой любовью изображает простых людей - кухарок,
прачек, слуг, гувернанток. Его искусство примечательно тем, что темы материнства, воспитания детей,
домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности. В картинах нет острых сюжетных
поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Персонажи Шардена не позируют. Они всегда чем-то
заняты. Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, что и запечатлела кисть
живописца в таких картинах, как
«Кухарка, чистящая репу»,
«Карточный домик» (почтовые ведомства Руанды - 1979 год и Йемена - 1968
год).
Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего
времени - Монтескье,
Вольтера, Дидро, Руссо, названных впоследствии просветителями. В романе «Эмиль, или О
воспитании» Жан-Жак Руссо писал: «Труд... есть неизбежная обязанность для общественного
человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».
Шарден не показывал в своих полотнах типов отрицательных, был далек от критики плутократии.
Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, кто, по его мнению, этими духовными
ценностями обладает. И не только людей, но даже их вещи! Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких
лет, прожитых в труде.

Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода –
«Изюм и виноград» (Французское почтовое ведомство - выпуск 1977 года),
«Атрибуты музыканта» (Почтовое ведомство Либерии - выпуск 1969 года),
«Письменные принадлежности» (Почтовое ведомство Соединенных Штатов Америки - выпуск 1974 года), - типичные названия
его полотен. Художник тщательно компонует предметы, видя в каждом как бы живой персонаж,

способный
и «вести монолог», и вступать с соседом в беседу. А следы активного употребления –
вмятины, замутненное временем стекло, обтрёпанные корешки книг, царапины - в этом отразились и
биографии людей, которым честно и безотказно служат преданные им, может быть, некрасивые на первый
взгляд вещи.
В настоящем искусстве идея и художественная форма - средства ее образного
выражения - всегда связаны, неразрывны. Современники Шардена ценили его произведения и за мысли, и
за великое художественное мастерство. В них - неисчерпаемая школа опыта для многих поколений
художников.

Шарден прекрасно рисовал. Это давало ему возможность часто начинать картину
без предварительных набросков. Закончив на холсте тщательный рисунок, живописец прокладывал теневые
участки красно-коричневым цветом - примером служит картина
«Письмо»
(почтовое ведомство эмирата
Фуджейра - выпуск 1968 года). Этим подмалевком определялась величина и глубина

теней, их
взаимосвязь. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Из немногих
излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Кроме того, он прекрасно знал секреты
оптического смешения цвета - технику лессировки. Как например в картине
«Девочка с ракеткой и воланом» (почтовое ведомство Санта Лючии,
выпуск 1979 года). Игру светотени художник подчеркивал богатством рефлексов,
связывая полутонами воедино предмет и среду, в которой они находятся. Чаще всего в картинах
преобладает серебристо-серый общий тон. Соподчиняя оттенки, он приглушает их, иногда заставляя
тусклые, вроде бы блеклые тона звучать мощно, а резкие - растворять в легком рассеянном свете.

В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Он добивается от
нежных карандашей сильного, плотного цвета, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный
рисунок. Характерный пример -
«Автопортрет с зеленым козырьком» (Почтовое ведомство Франции - выпуск 1956 года). Внимательный,
пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Голова и шея плотно закутаны,
старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица - во всем упрямая
сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Таким изобразил себя Шарден, словно дав
сжатую формулу своего искусства.
Популярность его с годами росла. Представители «третьего сословия»
охотно раскупали гравюры, сделанные с картин Шардена. Богатые любители заказывали повторения
понравившихся работ. И Шарден сделал их немало.
Но о Шардене современники забыли вскоре после его смерти. Образы картин
художника казались слишком «тихими» для бурного времени буржуазной революции, они
отступили в тень перед полотнами классицистов и романтиков. Но в середине позапрошлого века писатели
братья Гонкуры заново открыли удивительную прелесть полотен старого мастера. О нем заговорили сразу
во всех странах, а картины Шардена навсегда заняли почетное место в музеях мира.
Последняя редакция публикации от 09 апреля 2007 года