«Русская живопись XIX века»
выпуск от 18 апреля 1973 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12 × 12½, гребенчатая |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
6 000 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4230 |
Ст.коллекция |
4167 |
Michel |
4116 |
Scott |
4075 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Федотов Павел Андреевич (1815 - 1852) -
«Вдовушка», 1851 - 1852 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 62 × 47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Мысль об этой картине зародилась в Федотове в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры
Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще
в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка»,
использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.
Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть,
прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную
молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку
няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной
живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.
Все прошедшее и будущее должно было только угадываться в намеках.
На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро,
наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге.
Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки
с печатями.
Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет
мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток
для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще
на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.
Это маленький островок сбившихся беспорядочно, подобно овцам в грозу, вещей — то немногое, что у Вдовушки
осталась, к чему она оттеснена нашествием казенного мира, за что она держится,— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из
незатейливых радостей и необременительных забот.
Написать все это Федотова не затруднило. Главное препятствие, надолго задержавшее его работу, было в самой
героине. Вдовушка виделась ему не просто молодой женщиной, проливающей слезы по мужу, а воплощением женственности, чистоты,
гармонии — идеальных черт, поднимающих ее над обыденной жизнью, и скорбь ее должна была быть страданием чистой души в грубом и
жестоком мире.
Он долго бился над ускользающими из-под рук очертаниями идеала. Просил позировать знакомых дам. Бродил по
Смоленскому кладбищу, присматриваясь к молодым женщинам, горюющим на могилах. С особым вниманием присматривался он и к детским
лицам, ища в них нужные ему чистоту и нежность.
В августе он приехал в Царское Село к давнему приятелю Лебедеву. В тот же вечер друзья отправились в
Павловск на концерт, и там среди слушателей Федотов вдруг углядел молодую девушку в трауре - она прямо просилась на холст.
Через неделю картина была уже закончена. Лебедев клялся, что ее героиня как две капли воды похожа на
павловскую незнакомку.
Федотова поздравляли с удачей, но сам он, чем более присматривался к картине, начинал понимать, что
желаемого все-таки не достиг. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим
опухшим от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой. В ней была покорность страданию, даже
растворенность в страдании, но не было высокой духовности, способной поднять человека над любыми страданиями, на которые обрекает
его жестокость жизни и слабость собственной плоти.
Не удовлетвореннй результатами Федотов не разломал подрамник, не изрезал в куски холст и не бросил его в
печку. Стыдиться ему было нечего, работа была сделана на совесть. Огорченный, но не обескураженный, он начал новый вариант.
Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного
иначе. Переделал и портрет мужа, написав вместо себя другого человека. В скором времени и вторая «Вдовушка»
стала наконец перед ним, готовая вполне и выделанная также тщательно, как первая, однако он и ею остался недоволен.
Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен явились качества, совсем неожиданные и даже
неуместные. Молодая женщина стала поизящнее, но в этой изящности обнаружилось сродство с модной картинкой — так кокетливо она
изогнула свой стан, так жеманно отогнула мизинчик, так манерно ниспадали складки платья, так холодно и по-светски томно стало
выражение лица, так ярки губы, а в слегка приоткрытой груди чудилось нечто едва ли не игривое.
Он и этот вариант довел до законченности, после чего отставил в сторону и принялся за третий.
На академическую выставку 1851 года (предыдущую пропустил) он, подумав, выбрал первый вариант - в нем
все-таки было больше жизни и неподдельного чувства. На выставке «Вдовушка» шума не произвела. Собственно, и провисела-то
она всего несколько дней. Богач и меценат К.Солдатенков забрал картину, не дожидаясь закрытия выставки, и увез к себе в Москву.
А Федотов начал работать над третьим вариантом. Уже и фигуру уточнил, чтобы не так простовата была, как
первая, но и не так манерна, как вторая, и руки расположил иначе, и складки на платье, сохранил только верно найденный наклон головы
к правому плечу. Однако лица-то не было. Он продолжал совершать вылазки на Смоленское кладбище и присматриваться ко всем
встречаемым на улице женщинам.Наконец неутомимый труд и поиски дали плод, и случилось то чудо, что случается порой у больших
художников. Федотов сел перед едва начатым холстом, на котором была только едва набросанная фигура и несколько отделанных предметов,
и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться.
Проезжавший мимо Дружинин был остановлен, как обычно, стуком в оконное стекло, вслед за чем и сам Федотов
выскочил на улицу: «Заходите, заходите живее... Хорошо, что вы были у меня вчера... вы увидите вещь, за которую меня иной
может ославить лгуном!» Совершенно готовая картина поразила Дружинина: «Вы шутите надо мною, Павел Андреич, неужели это
дело одного вечера и одного утра?» — «И одной ночи. Нынче, слава богу, рано рассветает. Со мной произошла штука,
феномен, чтобы сказать благообразнее, о котором я до сих пор понятие имел только приблизительно. У меня будто искра зажглась в
голове; я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную; мне было весело; я сознавал каждой жилкой то, что мог в эти
минуты сделать. Никогда не доводилось мне работать с такой легкостью и так успешно: каждый штрих ложился куда следовало,
каждое пятнышко краски подвигало все дело.»
В Третьяковской галерее хранится второй вариант картины.
Последняя редакция публикации от 30 сентября 2007 года