«50 лет со дня смерти художника И.И.Левитана (1860 - 1900)»
выпуск от 15 ноября 1950 года
|
|
оформление |
И.Дубасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½, гребенчатая |
размер |
38 × 27 мм |
тираж |
500 000 |
способ печати |
автотипия в сочетании с типографией |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
1567 |
Ст.коллекция |
1480 |
Michel |
1526 |
Scott |
1527 |
Yvert |
|
Серия: |
2 марки |
|
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) -
«Золотая осень», 1895 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 82 × 126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве,
воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с
помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью
цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость,
грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего дня с помощью цвета, цветовой гаммы
является картина И. Левитана «Золотая осень».
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок
устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство
бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова
Пушкина:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
Небольшая река спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и одиноко
стоящей березы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и
цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с
золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.
По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами — багряная трава. Красновато-розовый куст на темном
фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками молодой девушки.
Молодые березки с тонкими стройными стволами (на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой.
Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник
наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают
зеленые ветви сосны.
Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка
молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.
Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой.
У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и березы (слева). На пригорке
видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины.
За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой.
Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа.
Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего
леса очень четки и ясны.
Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого
солнечного дня. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной
любви к тому, что он изображает.
Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью
начнутся ненастные дождливые дни и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.
Мы видим на картине и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо,
прощально, образуя летящие гирлянды.
Щемящая тоска вызывается осенним листопадом.
Последняя редакция публикации от 20 октября 2007 года