«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года
|
|
оформление |
П.Смоляков, А.Шагин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ × 12, комбинированная |
размер |
65 × 40 мм |
тираж |
3 000 000 |
способ печати |
цветная автотипия |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3590 |
Ст.коллекция |
3499 |
Michel |
3450 |
Scott |
3425 |
Yvert |
3325 |
Серия: |
9 марок |
|
Суриков Василий Иванович (1848-1916) -
«Боярыня Морозова», 1887 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 304 на 587.5 сантиметра.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства прежде всего как исторический живописец.
В своих произведениях он показал историю, «творимую и движимую самим народом».
Суриков родился в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVI веке.
Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. «В Сибири народ другой, чем в России:
вольный, смелый», - писал Суриков. Ермак, Разин, опальная боярыня Морозова, Пугачев, Меншиков, ссыльные декабристы были для
него не отвлеченными историческими героями, а близкими и понятными людьми.
Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о
знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных «житий» о ней, распространенных
в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской
православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих
сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с
«простецами». Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от
сотворения мира»). Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома.
Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем,
Морозова подняла правую руку и, «ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся
часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Именно эту сцену «Повести о боярыне Морозовой» выбрал живописец.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к
старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру
поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало
насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия
ставили Морозовой в вину как раз приверженность к «простецам»: «Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых...
их учения держася». Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого
она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой
ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!
«Боярыня Морозова» идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным:
«В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это -
величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее
величайшая сила: она не боится смерти».
Последняя редакция публикации от 21 октябряя 2007 года