«50 лет со дня смерти художника И.И. Шишкина (1832 - 1898)»
выпуск от 18 июня 1948 года
|
|
оформление |
И. Дубасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½, линейная |
размер |
44 × 31 мм |
тираж |
1 000 000 |
способ печати |
четырех цветная автотипия в сочетании с типографией (рамка) |
бумага |
мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
1266 |
Ст.коллекция |
1176 |
Michel |
1222 |
Scott |
1232 |
Yvert |
|
Серия: |
4 марки |
|
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898) -
«Утро в сосновом лесу», 1889 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 139 × 213 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом
лесу». Замысел ее подсказал Шишкину К.А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил
пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в
вологодские леса.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве
(ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с
включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию
оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза
картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает
возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал
медведей в самой картине.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех
подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных
эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако
приобретший ее П.М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней «начиная от
замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности. Сюжет
картины, упрощенный до «Мишки косолапого», переместилось на обертку шоколадной конфеты еще в 1896 году - за два года
до смерти художника. Однако, массовое производство лакомства началось в начале XX века, так что доподлинно неизвестно, как Иван
Иванович отреагировал на повышенное внимание к его творчеству со стороны кондитерского цеха. Но истинной ценностью произведения
явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся
туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие
медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Вот что пишет в 1898 году критик Б. Успенский: «Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант
уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение
Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей... Но это не
холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось
бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями к травами».
Эту мысль в наши дни развивает В. Манин: «Его изобразительное изъяснение – прямое и непосредственное –
нельзя считать лишенным своей философии, своего волнения и восторга, своей подпочвы».
Последняя редакция публикации от 28 октябряя 2007 года