«Русская живопись»
выпуск от 18 марта 1982 года
|
|
оформление |
И.Мартынов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12 × 12½, гребенчатая |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
6 900 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5213 |
Ст.коллекция |
5213 |
Michel |
5163 |
Scott |
5032 |
Yvert |
|
Серия: |
3 марки |
|
Пукриев Василий Владимирович (1832-1890) -
«Неравный брак», 1862 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 173 × 136.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В одном из залов Третьяковской галереи находится картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный
брак». Немногие посетители знают, какие драматические обстоятельства послужили причиной создания этого бессмертного творения.
Купец и предприниматель Сергей Варенцов влюбился в дочку богатого купца Софью Николаевну Рыбникову и
пользовался у неё взаимностью. Он хотел жениться на ней, но родители отказали ему. Сергей тяжело переживал этот отказ. А родители
выдали свою дочь за Андрея Александровича Корзинкина – не очень молодого, но богатого человека. В 1860 году состоялась их свадьба,
на которой Сергей Варенцов выполнял тяжёлую для него роль шафера.
В то время Сергей Варенцов познакомился с художником В.В. Пукиревым и расказал ему о своём горе. Этот
рассказ произвел на художника сильное впечатление, и он решил написать на эту тему картину и назвать её «Неравный брак».
На картине он нарисовал рядом с невестой сановного старика, а не реального жениха Андрея Корзинкина, но стоящий позади неё человек -
Сергей Варенцов. Когда Сергей увидел на картине себя, он рассердился и поссорился с художником.
Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за
богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста
бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза,
брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого
и властного старика.
Художник с большой силой изобразил второстепенные персонажи картины. Все эти люди, явившиеся в церковь на
обряд венчания, считают подобный брак делом само собой разумеющимся: их лица выражают равнодушие или холодное любопытство. Невесте,
которая, скорее всего, от всей души ненавидит и боится своего будущего мужа, неоткуда ждать помощи: на стороне жениха закон не
только земной, но и небесный — ведь обряд благословляется церковью. Лишь один из присутствующих — молодой человек — своим видом
выражает молчаливый протест: на его лице читается укоризна, его руки скрещены на груди.
В 1863 году на выставке картина «Неравный брак» имела большой успех. В том же году П.М.Третьяков
купил её для своей галереи. А Академия художеств присудила В.В.Пукиреву звание профессора живописи.
Общее впечатление от картины в русском обществе выразил В.В.Стасов, видный деятель отечественной культуры
второй половины XIX века: «Неравный брак Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе с тем трагических картин русской
школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли еще не сцена, которую всякий видит собственными
глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел ее на веки веков на полотне: так все заняты были
греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики… Все русское общество горячо схватилось
за эту картину и сразу глубоко полюбило ее. Академия принуждена была поскорее присудить Пукиреву профессорский диплом, даром что
тут явилось одно из самых вопиющих дел: изображение ничтожной «домашней сцены» в размерах самой натуры, в тех размерах,
в которых имеют право являться на свет одни высокие сцены, изображаемые истинным искусством. Это ли не торжество новой школы?..»
Последняя редакция публикации от 15 декабря 2007 года