«25 лет со дня смерти В.Д.Поленова»
выпуск от 6 декабря 1952 года
|
|
оформление |
И.Дубасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ линейная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
1 000 000 |
способ печати |
автолитография в сочетании с типографией |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
1702 |
Ст.коллекция |
1620 |
Michel |
1650 |
Scott |
1647 |
Yvert |
|
Серия: |
2 марки |
|
Василий Дмитреевич Поленов (1844-1927) -
«Московский дворик», 1878 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 64.5 на 80.1 сантиметр.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В первой половине 1877 года Поленов перебрался в Москву на постоянное жительство. Этот «географический»
перелом в его жизни совпал с переломом «творческим» - а русской художественной сцене появился новый самобытный живописец.
Возвестила об этом картина «Московский дворик», показанная на VI передвижной выставке в 1878 году. Сам Поленов, кажется,
не придавал особого значения этой работе, даже как бы извинялся в объяснительном письме И. Крамскому, стесняясь недостаточной
«идеологической» выдержанности своего произведения: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной
вещи - мне хотелось бы ступить па Передвижную с чем-нибудь порядочным...» Если верить ему, он и создал картину будто между
делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и
написал его». Между тем картина имела оглушительный успех - зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном
элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи, привыкшей размахивать
критической дубинкой.
Крыши написаны светло-голубыми, с зеленоватым оттенком. Это сознательный прием мастера-колориста — таким
образом создается тонкий и плавный переход от неба к зелени переднего плана.
Орущий взахлеб ребенок, брошенный увлекшимися своими делами другими детьми, придает сцене уютную
непосредственность — зрителю кажется, что он не рассматривает картину, а действительно вместе с художником выглядывает из окна
квартиры: «здесь и сейчас».
Лошадь, куры, люди — все элементы композиционно расположены так, что ведут взгляд зрителя от одной
«вехи» к другой. Противопоставление двух планов (подробного переднего и панорамного заднего) характерно для поленовских
произведений 1870-х годов; тут он остается верен академической традиции.
Храмы, колокольни, ампирные арбатские особняки, написанные на заднем плане, создают торжественный фон, ярко
контрастирующий с подробностями «частной» жизни, заполнившими передний план. Контраст этот отмечен и в цветовом решении
картины.
Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года