«150 лет со дня рождения М.П.Мусорского (1839 - 1991)»
выпуск от 15 февраля 1989 года
|
|
оформление |
Р.Стрельников |
цвет |
лилово-коричневая, серо-фиолетовая |
зубцовка |
12½ × 12, гребенчатая |
размер |
42 × 30 мм |
тираж |
2 000 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
6047 |
Ст.коллекция |
5980 |
Michel |
6162 |
Scott |
5928 |
Yvert |
|
Серия: |
1 марка |
|
Илья Ефимович Репин (1844-1930) -
«Портрет композитора М.П.Мусоргского», 1881 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 69 на 57 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора,
в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. В письме П.М.Третьякову
в марте 1881 года Стасов справедливо назвал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».
В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная
правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские
картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой
предвзятости.
Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой
жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так
глупо с собой распорядившейся физически» но и в таком больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе задумчивым
выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Если в сочетании
внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке
портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются
даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей. При
своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то приемы неслыханные,
отроду никем неопробованные».
Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи, и по характеру живописи. Законченный,
целостный, глубоко содержательный, образ сохранял свежесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается
постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.
Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере,
портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому, легкому и прозрачному колориту.
С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и
почти белый, слегка голубоватый фон. Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко
разведенной краской.
Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно.
Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.
Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ
самого разного характера, таких, как портрет В.В.Стасова (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889), и других,
вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 90-х годов для известной картины. Это те новые примеры
портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В.А.Серова.
Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года