«125 лет со дня рождения И.Е.Репина (1844-1930)»
выпуск от 03 августа 1969 года
|
|
оформление |
В.Пименов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 12, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
4 500 000 |
способ печати |
офсет |
бумага |
мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3781 |
Ст.коллекция |
3704 |
Michel |
3653 |
Scott |
3627 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок |
|
Илья Ефимович Репин (1844-1930) -
«Отказ от исповеди», 1879 - 1885 года
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 48 на 59 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картина «Отказ от исповеди» написана в 1879—1885-х годах. Задумана она под влиянием стихотворения
Н.М.Минского(Виленкина) «Последняя исповедь», которое Репин прочел вместе со Стасовым в ноябре 1879 года в нелегальном
журнале «Народная воля». В 1913 году Репин написал акварельный вариант «Отказа от исповеди», вновь вернувшись к этой теме,
как это было со многими другими сюжетами. Множество дошедших до нас рисунков 1879 года показывает сложность поисков решения
сюжета.
В процессе работы над картиной Репин преодолевает первоначальную иллюстративность и приходит к
самостоятельному, далекому от вдохновившего его стихотворения решению. Репин отказывается от изображения спора между революционером и
священником и показывает уже не исповедь революционера, то есть изложение им своих убеждений, а безмолвный и гордый отказ от исповеди,
отказ от каких бы то ни было отношений с пришедшим к нему священником. Решение приобретает преимущественно психологический характер,
при котором внешняя жестикуляция и движение фигур заменяются их внутренней психологической выразительностью. Отказавшись от
изображения священника действующим, убеждающим или протестующим, Репин отходит от того сатирического, обличительного момента, который
был в трактовке образа священника в первоначальных рисунках. Священник показан спокойным и, в сущности, безразлично-добродушным
человеком, просто и довольно туповато исполняющим свои служебные обязанности. Хотя, если повнимательней всмотреться в его выражение
лица - то можно увидеть сочуствие и сострадание к сидящему перед ним осужденному. Революционер, напротив, исполнен внутренней
убежденности, непримиримости и героической решительности, мужества и большого благородства. Его образ возвышен и поэтому внутренне
прекрасен, несмотря на неприглядность внешнего вида — изнуренность, растрепанные волосы, арестантский халат. Экспрессия передается во
взгляде, в общем выражении лица и напряженности внешне неподвижной позы, то есть опять-таки психологически. Репин создает полную
социального, философского смысла жизненную сцену, где действующие лица, являясь живыми реальными людьми, именно в силу этого
становятся не олицетворениями, а типическими выражениями двух миров, между которыми и спор-то, собственно, невозможен, не нужен.
В понимании этого революционером объективно выражается то, что он стал непримиримым борцом со старым миром, а не просто протестующим
оратором, любящим разглагольствовать на революционные и свободолюбивые темы.
Эта верная и глубокая характеристика как революционера, так и священника достигнута Репиным чисто
пластическими, живописными средствами, позами, общей характеристикой фигур, выражениями лиц. Составляющее силу Репина как живописца
умение найти и выбрать такое решение сюжета, которое лучше всего может быть дано именно живописно, изобразительными средствами;
умение, которое мы видим во всех его лучших произведениях, в этой картине выступает с наибольшей силой и наглядностью. Сравнение со
стихотворением Минского показывает именно пластический, живописный подход Репина к сюжету. Конечно, и в стихотворении можно было
избежать риторики и достичь того, чтобы действующие лица были живыми людьми. Но там все равно сюжет надо было бы решать посредством
изложения мыслей, идей действующих лиц. В картине же Репин нашел наилучший способ передачи внутреннего в пластической жизни и
выразительности фигур, их поз и лиц. Здесь проявляется органическое понимание, даже ощущение Репиным всем своим существом художника
специфики живописного изображения, его возможностей в каждом данном случае, умение Репина подойти к сюжету со стороны возможности его
изобразительного решения.
Это проявляется в необычайной органичности мастерски решенной и поэтому кажущейся такой простой, само собой
разумеющейся композиции. Репин решает в картине трудную задачу сочетания двух вертикально ориентированных фигур с горизонтально
протяженным пространством изображения и форматом картины. Это достигается как хорошей композиционной связью двух фигур, обращенных
лицом друг к другу, так и диагональным изображением койки, на которой сидит революционер. Койка выявляет глубину камеры и дает ту
трехмерность пространству фона, которая необходима для рельефа фигур. Трактуя образы чуждых друг другу людей, Репин понимает, что их
надо зрительно дать в некотором соотношении друг с другом. Он освещает их светом из скрытого источника, который образует между ними
более освещенное пространство, где и протекает столкновение их характеров. При этом интересно, что Репин избегает их равноправного
показа, что противоречило бы смыслу картины. В то время как революционер изображен в фас, священник дан в три четверти со спины, он
смотрится как некая общая, слабо дифференцированная масса. Его едва видимое лицо лишь дополняет тот образ, который создается
преимущественно фигурой в целом, ее неподвижной позой. Напротив, у революционера сама решительная поза, со смело откинутой назад
головою, с энергично засунутыми в рукава руками, является дополнением, разъяснением того, что выражено в его лице, в его полном
презрения и решимости, глубины и благородства мысли взгляде. Значению и богатству образа соответствует способ его основной
пластической характеристики.
Картина написана в монохромной гамме темных тонов, тонко нюансированных от коричнево-серых до
черно-серебристых. От их сочетания возникает впечатление как бы зеленоватой старой бронзы, особенно в свету. Этой тональностью
Репин, по всей вероятности, хотел передать атмосферу тюремной камеры и придать изображению некий «эмоциональный тон». Вместе с тем
эта монохромность была результатом чисто светотеневого характера живописи, к которому Репин прибегает, решая тему в психологическом
плане. Репин исходит здесь из традиций позднего Рембрандта, разумеется, своеобразно их преломляя в системе живописи реализма второй
половины XIX века.
Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года