«100 лет со дня рождения К.С.Петрова-Водкина (1878-1939)»
выпуск от 16 августа 1978 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 12, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
7 400 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4874 |
Ст.коллекция |
4807 |
Michel |
4757 |
Scott |
4684 |
Yvert |
|
Серия: |
5 марок и блок |
|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939) -
«Купание красного коня», 1912 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 160 на 186 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Этапным явлением для всего русского искусства стала картина 1912 года «Купание красного коня»,
в которой восходящие к иконописи и фольклору символические мотивы воды, берега, сказочно-мощного огненного коня и тонкого, почти
бесплотного юноши-всадника (отдалённо напоминающего такие образы, как св. Георгий, Борис и Глеб) образуют ритмическую структуру
сложного художественного символа России, выражающего неясные тревожные предчувствия каких-то грандиозных событий».
«Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий
подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что «у него
неожиданно мелькнула мысль – так вот почему я написал Купание красного коня».
«Почти весь холст занимает могучая фигура красного коня с сидящим на нём юным всадником. Красный цвет
горит на картине тревожно, но и победно. Величественно и уверенно. Праздничность картины усиливается собственно трезвучием красного,
зелёного и жёлтого цветов. Но вокруг – плотные пласты воды, розовый берег, кони и мальчики в глубине».
Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен (по принципу аппликации)
на изображение озера. И зрителю кажется. Что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем
и перед самим полотном.
Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих
(порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия ещё не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте
говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы – чистые и прозрачные изумрудные воды…
Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:
Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне».
Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года