«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года
|
|
оформление |
П.Смоляков, А.Шагин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12 × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
4 000 000 |
способ печати |
автотипия |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3586 |
Ст.коллекция |
3495 |
Michel |
3447 |
Scott |
3422 |
Yvert |
|
Серия: |
9 марок |
|
Тропинин Василий Андреевич (1776 - 1857) -
«Кружевница», 1823 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 74.7 × 59.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Особое место в истории русского искусства занимают женские портреты Тропинина. Ему, как никому другому ни до,
ни после него, удалось выразить новое отношение к женщине не только как к изящному украшению, но и как к матери, жене, хозяйке,
подруге.
Василий Андреевич Тропинин был крепостным художником графа Моркова и только в 1823 году в возрасте 47 лет
получил вольную и в том же году выставил в Академии художеств свою «Кружевницу», которая была тепло встречена публикой и
сразу завоевала популярность. Он изобразил ее с большой душевной теплотой, стараясь попасть в тон карамзинской «Бедной
Лизе».
Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем
знатная дворянка. Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. В набросках остались
скрытыми от зрителей истинные кружевницы, полуслепые, согбенные, некрасивые, убитые работой. А в картине главным является другое -
желание показать, что и простая девушка может быт прекрасна и внешне и душой. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И
простая девушка любить умеет!» - и для всех это явилось открытием.
В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и
современник его П. Свиньин отмечал: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую
поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх
того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту
минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди,
прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».
Последняя редакция публикации от 04 января 2008 года