«Отечественная живопись»
выпуск от 04 марта 1980 года
|
|
оформление |
И.Мартынов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¼, комбинированная |
размер |
37 × 74 мм |
тираж |
7 300 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
5061 |
Ст.коллекция |
4987 |
Michel |
4929 |
Scott |
4814 |
Yvert |
|
Серия: |
3 марки |
|
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) -
«На жатве. Лето», 1820-е годы
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 60 × 48.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картина Алексея Гавриловича Венецианова «На жатве. Лето» принадлежит к тем шедеврам, которые
имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж,
именно в этой картине природа представляется художнику, по выражению поэта, как «приют спокойствия, трудов и
вдохновенья».
Сюжет картины «На жатве» почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А.Г. Венецианов
менее всего задавался целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и подтверждает этот вывод полное отсутствие на полотне
аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок «Лето», который прекрасно выражает общее настроение всего
произведения.
Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не
шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над
распластанной землей, и на ней происходит «какая-то тихая игра облаков».
При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане
фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной
необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта,
поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А.Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие
музыкальных произведений. В полотне «На жатве. Лето» (как и в картине «На пашне. Весна») основной мотив
развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне.
Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная,
величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.
Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и
открывается вид на безбрежные поля - то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу
серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим,
однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства.
Но природа в картинах А. Г. Венецианова - это не просто арена человеческого труда, он не выступает как
насилие над природой, искажающее ее естественный облик. С точки зрения художника, труд человека - это продолжение жизнедеятельности
природы, с той лишь разницей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя
природа, именно в этом смысле он и есть «венец творения».
Превосходно написан задний план - поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними - высокое небо с тающими
облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность
обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.
А.Г. Венецианов обладал редким поэтическим даром, умел находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах
человека - в его труде и быте. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А.С. Пушкине. Как и сочинения Пушкина,
«где дышит у него русская природа», так и картины А.Г. Венецианова «может совершенно понимать только тот, чья
душа носит в себе чисто русские элементы, кому Русь - родина, чья душа... нежно организована и развивалась в чувствах».
Последняя редакция публикации от 18 октября 2007 года