«100 лет Товариществу передвижных художественных выставок. Русская живопись XIX века»
выпуск от 14 октября 1971 года
|
|
оформление |
И.Мартынов, Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, линейная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
6 300 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
мелованная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4057 |
Ст.коллекция |
3983 |
Michel |
3934 |
Scott |
3990 |
Yvert |
|
Серия: |
6 марок и блок |
|
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) -
«Проселок», 1873 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 70 × 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски
по «остановись, мгновенье» - в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем,
которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившемся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя,
в сущности, она не смотрится неорганичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная
до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если
воздух не напишешь - значит, пейзаж-дрянь...» «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот
тезис. Впрочем, сам автор - судя по ряду косвенных свидетельств - не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет
находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных
художественных выставок, И. Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок»
широкой публике лишь в 1893 году.
Преобладание теплых тонов с множеством оттенков, переходящих друг в друга делает картину переливающейся,
светящейся изнутри. Этот пронзительный свет превращает ее в настоящий гимн. Очертанья деревьев слегка размыты. Они, предчувствуя
близкое солнце тянутся к небу (как и все, находящееся на земле) – так создается «содержательная вертикаль», вообще
характерная для картин Саврасова. Общая тепловая тональность – в целях уравновешивания колористического решения – приглушена
рефлексами зеленого. Изумрудная трава, омытая дождем, дышит свежестью. Так написанный топкий и грязный проселок превращается в
некий эстетический эталон, поэтический образ, делая этот как будто «бросовый» сюжет несомненно художественным.
Последняя редакция публикации от 18 января 2008 года