«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года
|
|
оформление |
П.Смоляков, А.Шагин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12½ × 12, комбинированная |
размер |
65 × 40 мм |
тираж |
3 000 000 |
способ печати |
цветная автотипия |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3588 |
Ст.коллекция |
3497 |
Michel |
3448 |
Scott |
3423 |
Yvert |
3323 |
Серия: |
9 марок |
|
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 - 2005) -
«Хлеб», 1949 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 201 на 370 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Развитие советского изобразительного искусства в 1940 - 1980 годы нельзя представить без яркой, самобытной,
темпераментной живописи Татьяны Яблонской, народного художника СССР и Украинской ССР, действительного члена Академии художеств СССР,
трижды лауреата Государственной премии СССР. Главной особенностью ее творчества был вечный поиск новых путей в искусстве, отражающий
духовно-нравственные веяния в обществе, которые она всегда тонко воспринимала. Говорила: «Я никогда не была первой, но
действительно умела чувствовать то, что намечалось в искусстве, куда все идет...». И она смело, решительно, круто меняла
манеру письма, стилистику, цветовую палитру, образное понимание - словом, все то, что было достигнуто и что могло бы стать
постоянным достижением в ее творчестве. Но она бесповоротно от этого отказывалась и устремлялась в поиск иных, казалось бы,
безграничных, но далеко не бесспорных для того времени истин. В этом и заключался «феномен» Татьяны Яблонской. И хотя
это создавало серьезные проблемы в жизни художницы, она упрямо шла своим путем и в конце концов оказывалась права.
Татьяна Ниловна Яблонская начала свою карьеру в 1949 году большим полотном «Хлеб», которое
сделало ее знаменитой. Полная радости, молодого задора и трудового энтузиазма картина недавней выпускницы Киевского художественного
института поразила всех великолепным профессиональным исполнением, умением строить сложные композиции, легко и свободно владеть
кистью, что было под силу лишь опытным, признанным мастерам.
После «Хлеба» Татьяна Яблонская уже в ряду ведущих живописцев становится звездой почти каждой
значительной всесоюзной выставки, и новые ее картины не обманывают ожидания общественности. И вдруг в 1969 году появляются ее
«Безымянные высоты», которые многих повергли в недоумение. Как они не походили на «Хлеб»! И стилистикой,
и цветовой гаммой, но главное - совершенно иным духовно-нравственным смыслом. Открытый, жизнерадостный, полный веры и надежды
взгляд на окружающую действительность сменился трудными и далеко не однозначными размышлениями не только о минувшей войне, ее
жертвах и жертвенности вообще, но и обращением к сегодняшнему молодому поколению, которому суждено было пройти по этим
пронзительным, горестным, жгучим «высотам Памяти».
Новым неожиданным поворотом в творчестве художницы стала картина «Вечер. Старая Флоренция»,
созданная в 1973 году. Снова страстные споры и противоположные суждения. Снова заговорили о «феномене» Татьяны
Яблонской. Это произведение - своеобразная исповедь художницы, которая обращается к вечным идеалам в искусстве, к шедеврам великих
мастеров Высокого Возрождения и импрессионизма. Но она очень современна, ибо говорит об истинном предназначении художника и о том
суетном, что окружает его в жизни.
И в эти юбилейные для прославленной художницы дни - низкий ей поклон за то вечное, что она оставила в
художественном наследии России и Украины, за то, что всегда стремилась выразить в своем искусстве общечеловеческое, свободное от
всяких «суверенных» ограничений.
Последняя редакция публикации от 25 января 2008 года