«Государственная Третьяковская галерея»
выпуск от 29 декабря 1967 года
|
|
оформление |
П.Смоляков, А.Шагин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 12, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
4 000 000 |
способ печати |
цветная автотипия |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
3585 |
Ст.коллекция |
3494 |
Michel |
3445 |
Scott |
3420 |
Yvert |
3320 |
Серия: |
9 марок |
|
Иогансон Борис Владимирович (1893-1973) -
«Допрос коммунистов», 1933 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 211 на 279 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В картине Героя Социалистического Труда действительного члена Академии художеств СССР народного художника
СССР Бориса Владимировича Иогансона «Допрос коммунистов» представлена сцена из эпохи гражданской войны — допрос пленных
коммунистов белыми офицерами.
Закончив в 1918 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, художник стремится в своем творчестве
развивать традиции русской реалистической школы второй половины XIX века. Образцом подлинного искусства является для Иогансона
наследие И.Е. Репина и В.И. Сурикова, высоко ценит он замечательное живописное мастерство своего учителя К.А. Коровина. На этой
основе и складывается Иогансон как художник. В лучших своих работах — «Допрос коммунистов» и «На старом уральском
заводе», произведениях, написанных широкой сочной кистью, он добивается большой правды характеров и ситуаций, глубокого
психологизма образов, вскрывает острые социальные конфликты.
Сцена допроса схваченных белыми коммунистов — моряка и молодого партизана — передана Иогансоном с большой
силой художественной убедительности. Необычная точка зрения, с какой изображается происходящее, дает возможность художнику зрительно
приподнять фигуры допрашиваемых и тем самым возвысить, придать героичность образам обреченных на пытки и смерть людей. Исполненные
уверенности в правоте идеи, за которую они умирают, коммунисты противостоят смятенным и беспомощным в своей злобе врагам.
Сдержанно-спокойные движения допрашиваемых контрастируют с резкими, угловатыми, беспокойными жестами и позами офицеров. Связанные
руки моряка и дрожащий в руках у офицера хлыст. Напряженная поза сидящего в кресле офицера и спокойствие партизана. Все говорит о
неизбежной развязке. Горячее вечернее освещение комнаты, жаркие краски ковра спорят с холодной синевой заглядывающей в окно ночи,
передавая драматическую напряженность ситуации. И именно своей драматичностью и страшен сюжет картины – русские воюют против
русских. Брат против брата, отец против сына, мать против дочери. Вихрь революции разметал по земле семьи, разлучил близких людей.
Вчерашние друзья оказались по разные стороны баррикад. И что может быть страшнее братоубийственной войны.? И все они жертвы .
Жертвы страшного молоха – революции.
Последняя редакция публикации от 04 февраля 2008 года