«Русская живопись XIX века.»
выпуск от 20 июля 1973 года
|
|
оформление |
Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
5 300 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обычная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4592 |
Ст.коллекция |
4168 |
Michel |
4117 |
Scott |
4454 |
Yvert |
|
Серия: |
7 марок |
|
Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836) -
«Автопортрет», 1828 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 48.5 × 42.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Автопортрет в халате» лишен романтической напряженности, которая свойственна более ранним автопортретам
мастера. В вопросительной полуулыбке и в складках бровей, выражающих удивление, чувствуется если не усталость, то разочарование.
Живопись отличается от манеры предшествующего периода. Ее цветовая гамма спокойна, менее насыщена, но более
прямо отражает натурные цветовые и световые соотношения. Лицо выполнено с небольшим количеством белил и многоцветными лессировками
без видимого мазка. Белый воротник и полосы халата написаны фактурно. Подготовительный рисунок нанесен карандашом, он фрагментарно
виден.
Произведение подписное – справа внизу подпись и дата: «Орестъ. 1828. с петер». Однако подпись и дата на
просохшем красочном фоновом слое были нанесены первоначально золотой краской, а позднее кем-то неизвестным были прописаны
темно-зеленой краской.
История создания и бытования «Автопортрета» до сих пор не до конца ясна. Написанный перед отъездом художника
в Италию, портрет остался в России: это следует из того, что в авторском «Реестре» вещей, находившихся в мастерской Кипренского в
Риме, он не указан. Документа, фиксирующего покупку П.М.Третьяковым какого-либо автопортрета Кипренского нет, но приобретение
данной картины можно соотнести со следующей распиской из архива Третьякова: «Я от довереннова посланнова вами 150 рублей получил и
Кипренскава вручил. Грешный художник Николай Подключников. 29 марта 1870 год» (ГТГ, отдел рукописей, 1/2664). Все прочие документы о
покупке работ Кипренского относятся к другим его произведениям. Подтверждением того, что Подключников продал Третьякову именно
этот автопортрет, может служить представленная Третьяковым при передаче своей галереи городу Москве роспись стоимости картин:
против «Автопортрета в халате» Кипренского указана та же сумма — 150 рублей. В среднем именно столько Третьякову приходилось платить
за покупку новой картины.
Н.И.Подключников, бывший крепостной графа Д.Н.Шереметева, копировал портрет своего помещика, писанный
Кипренским. Подключников, сам собиравший предметы искусства, вполне мог оказаться владельцем автопортрета известного художника.
Связь Кипренского с домом Шереметева не противоречит и тому предположению, что он, уезжая за границу, именно в доме Шереметева,
где у него была мастерская, оставил свои работы.
Последняя редакция публикации от 05 апреля 2008 года