«100 лет со дня рождения Н.К.Рериха (1874 - 1947)»
выпуск от 03 октября 1974 года
|
|
оформление |
А.Кобрин |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
12¼ × 11¾, комбинированная |
размер |
52 × 37 мм |
тираж |
5 700 000 |
способ печати |
офсет с лакированием |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4392 |
Ст.коллекция |
4333 |
Michel |
4283 |
Scott |
4247 |
Yvert |
|
Серия: |
1 марка |
|
Николай Константинович Рерих (1874-1947) -
«Заморские гости», 1901 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 85 на 112.5 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к
Новгороду. «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя
вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…»,— писал о своих впечатлениях художник. Именно
тогда у молодого Рериха выкристаллизовался сюжет «Заморских гостей».
У картины есть авторский подзаголовок: «Народная живопись». Это свидетельство использования
Рерихом в яркой, пронизанной солнцем работе мотивов и красок народной живописи. Ладьи с головами драконов, красные паруса и
темно-синие реки - это изображения, которыми изобилуют работы древнерусских иконописцев и мастеров прикладного искусства. И все же
Рерих был далек от слепого подражательства; так же, как многие молодые художники, жившие на стыке веков, он сочетал эстетику
прошлого с современным восприятием.
«Заморские гости» - картина, прославляющая древнескандинавский дух. Это победная песнь
варягам IX века, плывущим на огромных ладьях с миссией мира к враждующим славянским племенам. В изящно изогнутых линиях, в крупных
мазках сияющих красок и в декоративном убранстве предметов и людей отразилось торжество духа современного художника.
««Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется берег Финского залива. Вода точно напиталась
синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны,
беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то, мало
знакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота,
перекатится широким полем, подымет роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на строй боевой, на их
заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким
стройным носом-драконом…»
«Литературный и живописный варианты «Заморских гостей» Рериха точно повторяют друг друга
в большинстве деталей, что говорит о поразительной четкости художественно-образного мышления Николая Константиновича.
«На выставке в Академии Художеств в 1902 году картина была приобретена Николаем II для царскосельского
дворца.
Последняя редакция публикации от 20 апреля 2008 года