«100 лет со дня рождения физиолога И.П.Павлова (1849 - 1936)»
выпуск от 30 сентября 1949 года
|
|
оформление |
В.Климашкина |
цвет |
черная |
зубцовка |
12¼ линейная |
размер |
37 × 26 мм |
тираж |
500 000 |
способ печати |
глубокая |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
1436 |
Ст.коллекция |
1344 |
Michel |
1382 |
Scott |
1389 |
Yvert |
|
Серия: |
2 марки |
|
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) -
«Портрет физиолога И.П.павлова», 1935 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 83 на 121 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В истории создания портрета Павлова особенно убедительно раскрывается суть нестеровского портретного метода.
Каждый его портрет - история увлечения человеком.
На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога Нестеров склонен был ответить отказом, хотя
относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего
такого, что могло бы его «раззадорить». «Типичное лицо ученого, профессора, лицо благообразное, даже красивое...
и только», - вспоминал Нестеров.
Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным
темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток: «Целый вихрь слов, жестов неслись, опережая друг друга. Более
яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен, покорен навсегда». Художник увидел «своего»
Павлова, возникла «неутолимая жажда написать этого дивного старца».
Знакомство с ученым переросло в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостил у Павлова в Колтушах. Художник
делал с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. У Нестерова появилась потребность написать портрет,
выражающий новое, углубленное понимание этого человека. Он подметил характерный для ученого жест, выражающий «страстную
динамику, внутренний напор» Павлова, - постукивание по столу кулаками.
Так возник один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в К
олтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Пейзаж за окном - коттеджи, построенные для сотрудников Павлова, - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета -
«нестеровские», светлые, серебристые выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.
Трудно поверить, что этот портрет, замечательный по свежести и остроте восприятия жизни, написал
семидесятитрехлетний художник.
Последняя редакция публикации от 09 мая 2008 года