«100 лет Товариществу передвижных художественных выставок. Русская живопись»
выпуск от 14 октября 1971 года
|
|
оформление |
И.Мартинов, Н.Черкасов |
цвет |
многоцветная |
зубцовка |
11¾ × 12¼, комбинированная |
размер |
37 × 52 мм |
тираж |
7 500 000 |
способ печати |
офсет с лакированем |
бумага |
обыкновенная |
Каталоги: |
|
ЦФА |
4053 |
Ст.коллекция |
3979 |
Michel |
3990 |
Scott |
3896 |
Yvert |
|
Серия: |
6 марок и блок |
|
Владимир Егорович Маковский (1846-1920) -
«Свидание», 1883 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 40 на 31 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
В творчестве Маковского преобладали социально-критические темы, образы революционной интеллигенции, сценки
городского быта. Среди последних можно назвать картину «Свидание», написанную в 1883 году. На ней изображены мать и сын,
встретившиеся после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на
обучение к какому-нибудь ремесленнику. Мальчику на картине на вид лет тринадцать, он одет в старенькие штаны из грубого серого
полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись — наверное, мальчик только что работал
и ему разрешили ненадолго отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно
уплетает принесенную из дома булку.
Мать, еще не старая, но изможденная непосильным трудом Женщина, с нежностью и умилением смотрит на сына.
Бессознательным жестом она касается своих губ — возможно, хочет о чем-то сообщить, но не решается. Ее голова укутана темным платком,
а от стужи и ветра защищает черный кожух. Из-под него выглядывает красная юбка и постолы. Мать сидит на невысоком стуле и вся ее
поза выражает горечь и сострадание.
Свидание происходит в холодных сенях. На заднем плане виднеются двери, ведущие в жилое помещение или
мастерскую. Стены из обычных, плохо обработанных бревен потемнели от времени, вместе с земляным полом они производят гнетущее
впечатление. Картину немного оживляет стоящая в углу бочка с водой накрытая крышкой, на которой стоит глиняный кувшин. На бочку
опирается суковатая палка — с ней пришла мать.
Мне кажется, что в своей картине «Свидание» В. Е. Маковский не просто мастерски изображает
нелегкую жизнь простых людей, но и заставляет зрителей сопереживать их горю и страданиям.
Последняя редакция публикации от 18 мая 2008 года