«Русская живопись XIX века. Ф.А.Васильев (1850 - 1873)» выпуск от 25 ноября 1975 года |
| оформление | Н.Черкасов | цвет | многоцветная | зубцовка | 12¼ × 11¾, комбинированная | размер | 52 × 37 мм | тираж | 5 500 000 | способ печати | офсет с лакированием | бумага | обыкновенная | Каталоги: | | ЦФА | 4474 | Ст.коллекция | 4526 | Michel | 4424 | Scott | 4390 | Yvert | | Серия: | 6 марок и блок |
|
Федор Александрович Васильев (1850-1873) -
«Мокрый луг», 1872 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 70 на 114 сантиметров.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ф.А.Васильев – один из самых талантливых русских пейзажистов. Его духовный наставник И.Н.Крамской сказал, что «ему было суждено ввести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает, – поэзии при натуральности исполнения».
«Мокрый луг» был написан за год до смерти художника. По состоянию здоровья художник вынужден был покинуть Санкт-Петербург и перехать в Ялту. Крым казался ему настолько чужим, что он стал работать, вдохновляясь воспоминаниями о недавнем прошлом, о природе Центральной России, по которой тосковал. Так родилась еще одна его выдающаяся картина - "Мокрый луг" (1872). Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности. Мастер избирает переходный момент в жизни природы, что вообще характерно для произведений Васильева. Только что прошел ливень. Еще клубятся в небе сизые тучи, а природа уже как будто встряхивается, приходит в себя после дождя. Чистыми, насыщенными красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал себе равных в остроте восприятия цвета. Эта чуткость к цветовой энергии ставит его на особое место в русской живописи конца 60– 70-х годов XIX века. На дальнем плане картины – отголоски прошедшей бури, клубящиеся облака. На переднем плане художник пишет омытую дождем землю. Он любуется каждой травинкой, листком, каждым комком земли.
««Мокрый луг» получил вторую премию по ландшафту на конкурсе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Васильев писал Крамскому, что на его работу «уже и покупатель есть в лице великого князя Николая Константиновича». Однако П.М. Третьяков, не желая упустить картину, приехал в Петербург еще до открытия конкурса и оставил картину за собой, перекупив ее у великого князя.
Последняя редакция публикации от 04 июня 2008 года