«Советская живопись» выпуск от 07 декабря 1972 года |
| оформление | И.Мартынов | цвет | многоцветная | зубцовка | 12¼ × 12 | размер блока | 90 × 70 мм | размер марки | 52 × 37 мм | тираж | 1 000 000 | способ печати | офсет с лакированием | бумага | бумага мелованная | Каталоги: | | ЦФА | 4193 | Ст.коллекция | Бл 84 | Michel | Block 81 | Scott | 4042 | Yvert | | Серия: | 6 марок и блок |
|
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939) -
«В голубом просторе», 1918 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 109 × 152 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Его плотные по цвету, далекие от зыбкой этюдности картины эпичны по настроению, часто представая некими «предчувствиями» или «прологами». Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину «В голубом просторе». Это было повторение написанной им же в 1914 году картины «Полет лебедей над Камой», но на этот раз - в мажорном ключе. В новой картине А.А.Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь.
Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с «ветрами революции». Полотно А.А.Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-«советская» картина, полная «революционной романтики». Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно «В голубом просторе» находится в Государственной Третьяковской галерее.
Последняя редакция публикации от 04 июня 2008 года